pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности речевого развития детей в условиях социальной депривации


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты речевого развития в условиях социальной депривации………………………………………………………………………...6

1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста…………………………………………………………………………... 6

1.2. Социально-психологическая депривация как фактор нарушения развития детей раннего возраста………………………………………………………….14

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению речевого развития детей в условиях ДРЦ «Росток» ……………………………………………….30

2.1. Изучение речевого развития детей в условиях дома ребенка……………30

2.2 Работа по развитию речи ребенка в условиях ДРЦ «Росток»…………….42

2.3. Анализ результатов исследования  ………………………………………..48

Заключение ……………………………………………………………………...56

Список литературы ……………………………………………………………..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Детских домов.

Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич,Э. Г. Пилюгина, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.

Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ш.Бюлара, Г.Гетцера, У.Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О.Хебба, Б.М.Фосса.Э .Л. Фрухта.

Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению констати­руется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая усло­вия депривации, в которых они вынуждены находиться особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как основы их даль­нейшего личностного становления.

 Основную пробле­му представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом / А.В.Запорожец, М.И.Лисина/. При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических про­цессов замедляется /Е. Д.Дмитриева. 1989, Л. Г. Соловьева, 1996/.

У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживантся развитие психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной. познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличи­вается количество отказных детей, вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными. В связи с этим очевидна актуальность проблемы речевого развития в условиях социальной депривации.

В связи с этим выбрана тема курсовой работы: «Особенности речевого развития детей в условиях социальной депривации»

Целью нашего исследования является определение психолого-педагогических условий успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях депривации.

Объектом исследования являются дети раннего дошкольного возраста, воспитывающиеся в условиях дома ребенка.

Предметом исследования выступают процессы речевого развития детей-сирот дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1 . Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.

2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.

3. Продиагностировать  уровень речевого развития 

4. Разработать психолого-педагогическую программу развития речи детей, учитывая типологические и индивидуальные  особенности детей.

5. Экспериментально опробировать программу.

Гипотеза   исследования заключается  в  следующем: успешное развитие речи в условиях социальной депривации будет возможно, если:

1. Будет изучен онтогенез речевого развития.

2. Определено влияние социально-психологического фактора в речевом развитии.

3. Своевременно диагностируется уровень речевого развития.

4. При разработке психолого-педагогической программы будут учитываться типологические и индивидуальные осо­бенности детей.

5. Программа будет направлена на развитие коммуникативных потребностей, подражание звукам и звукосочетаниям, формирование речевого слуха, на формирование произволь­ности произнесения.

Методы исследования:

1. Анализ специальной литературы / психологической, лого­педической, дефектологической, медицинской/.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Опрос, беседа.

5. Анализ продуктивной деятельности детей.

6. Анализ документации / планы, конспекты, речевые карты,

медицинские карты/.

 База  исследования.

Работа проводилась на базе детского реабилитационного центра «Росток». (далее ДРЦ «Росток»)

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возврат в  Заказать эту работу