pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Внеклассные музыкально – эстетические занятия как средствовоспитания нравственных качеств


Содержание

 

Введение………………………………………………………….......... 3

 

Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания

младших школьников………………………………………………………   6

 

1.1. Философское, педагогическое и психологическое обоснование

понятия «нравственное воспитание»................................................. 6

1.2. Нравственные качества личности………………………............................................. 10

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного

       возраста……………………………………………………………................................ 15

 

Глава II.Организация нравственного воспитания  школьников

на внеклассных музыкально – эстетических занятиях...................... 21

 

2.1. Внеклассное музыкально – эстетическое  занятие как средство нравственного воспитания младших школьников.............. 21

2.2. Диагностика уровня сформированности нравственных

       качеств у младших школьников......................................... 25

2.3. Опытная работа................................................................. 31

2.4. Итоговая    диагностика..................................................... 37

 

Заключение............................................................................. 40

 

Список литературы................................................................. 43

 

Приложение............................................................................. 45


Введение

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Росси. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение всё чаще обвиняется в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания  нравственных качеств личности младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

      В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку.

     В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием нравственных качеств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В настоящее время общество еще не совсем оправилось от потрясений последнего десятилетия XX века и молодежь озлоблена по отношению друг к другу и, кажется, ко всему окружающему их миру. Довольно часто звучат слова, что молодое поколение безнравственно, аморально. Почему аморально? Наверное, потому, что в большинстве своем, молодежь нового времени отодвинула такие общечеловеческие ценности как любовь к Родине, уважение к взрослым и друг к другу и др., и теперь первое место в их системе ценностей занимает достижение собственной выгоды. В этих обстоятельствах важно акцентировать внимание на нравственном воспитании. Причем для этого необходимо создать четкую систему ценностей, которые будут прививаться детям на всем протяжении обучения в школе.

В данное время в нашей стране такая четкая система нравственных ценностей не определена, но существуют общечеловеческие правила и нормы, регулирующие отношения в любом обществе, которые могут послужить основой для ее создания. Таким образом, определение системы нравственных ценностей, отвечающей потребностям общества и отражающей специфику страны еще не закончено и этот вопрос остается открытым.

          Актуальность выбранной темы объясняется тем, что противоречия современной жизни заставляют педагогов глубже задумываться над проблемой нравственности молодежи.  Ни для кого не секрет, что  сегодня обесценивются такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, уважение. К сожалению, жизнь предоставляет немного примеров решения вопросов в пользу нравственности. Именно поэтому многие педагоги обратились к искусству  как ценностному социальному феномену, способствующему становлению  нравственных  ориентиров молодежи. Наиважнейшим на встречах детей  с музыкой является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого, прослушанного, и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении и в эмоционльно - нравственной оценке.

          Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах  Д.Б.Кабалевского, В.А.Сухомлинского, А.М.Архангельского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Выбрав тему дипломной работы «Внеклассное музыкально-эстетическое занятие как средство воспитания нравственный качеств младших школьников» мы хотим раскрыть значение и смысл внеклассных музыкально-эстетических значений как уникального средства формирования и воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что противоречия современной жизни заставляют педагогов глубже задумываться над проблемой нравственности молодежи.  Ни для кого не секрет, что  сегодня обесценивются такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, уважение. К сожалению, жизнь предоставляет немного примеров решения вопросов в пользу нравственности. Именно поэтому многие педагоги обратились к искусству  как ценностному социальному феномену, способствующему становлению  нравственных  ориентиров молодежи. Наиважнейшим на встречах детей  с музыкой является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого, прослушанного, и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении и в эмоционльно - нравственной оценке.

 В связи с этим, целью нашего исследования является: выявить условия воспитания нравственных качеств у младших школьников посредством внеклассных музыкально-эстетических занятий.

Данная цель определила постановку следующих задач:

-         изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной проблеме;

-         рассмотреть основные понятия по нравственному воспитанию личности и формирование нравственных качеств;

-         разработать серию внеклассных музыкально-эстетических  занятий и апробировать их на практике.

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

Предмет исследования: внеклассные музыкально-эстетические занятия и формы их проведения.

Гипотеза: мы предположили, что музыка помогает сформировать нравственные качества у младших школьников при систематическом и целенаправленном использования  эффективных методов, приемов и  форм проведения внеклассных музыкально-эстетических занятий.

Новизна исследования и практическая значимостью заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность внеучебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников. 


Возврат в  Заказать эту работу