pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Возможности использования исторических документов на уроках истории в 5-х классах как средство повышения эффективности урока


Введение

Глава I. Проблема повышения эффективности процесса обучения истории  в  философском  и   психолого-педагогическом   аспектах.

1.1             Познание, как процесс приобретения знаний и его сущность

1.2.  Гуманистическое  направление  в  педагогике  и  психологии,  как  условие  повышения  эффективности  процесса  обучения.

1.3 Современный  урок  и  некоторые  пути  решения  проблемы  эффективности  процесса  обучения  истории.

Выводы  по  Главе I.

Глава  II.  Психолого-педагогические  и  методические  особенности  использования  исторических  документов  на  уроках  истории  в  5-ом  классе.

2.1             Исторический  источник  как  средство  получения  знаний.

2.2  Психолого-педагогические  особенности  подросткового  возраста.

2.3  Методические  особенности  работы   с  историческими  документами  на  уроках  истории  в  5классе.

Выводы  к  Главе II.

Заключение

Список  литературы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

         Уроки  истории  занимают  особенное место в процессе обучения, так как история знакомит учащихся с нашим прошлым, с момента зарождения человеческого общества, с различными историческими эпохами, новыми цивилизациями. На этом предмете учащиеся знакомятся с жизнью, бытом, культурным наследием народов разных стран, о взаимоотношениях между странами: как мирными, так и захватническими. Содержание курса истории разнообразное и носит широкомасштабный характер. Процесс обучения истории включает в себя разнообразные виды работ, в том числе и работу с историческими документами. Привлечение исторических документов способствует повышению эффективности современного урока.

         Обучение­-это целенаправленный процесс активной познавательной деятельности учащихся. Учитель управляет этим процессом, он направляет деятельность учащихся в нужное русло. Его работа требует очень большой подготовки,  необходимо четко спланировать урок; определить цели и задачи, выбрать методы и средства, которые будут  использоваться, составить подробный план. И вот урок продуман  и подготовлен до деталей. Удастся  ли он? Что обеспечивает успех урока? Как сделать его наиболее эффективным?  Как удержать внимание учеников в течение всего урока, развивать у них интерес к своему предмету?

         Эти и многие другие вопросы интересуют учителя. И ответы на них у каждого свои.

         Процесс обучения истории строится на философском законе: от живого созерцания  к  абстрактному  мышлению. Этот закон как нельзя лучше характеризует принцип наглядности в обучении, который предусматривает использование на уроке исторических документов.

Значение фактов, понятий, законов, идей тем прочнее, чем лучше они запечатлеются в памяти при первичном изучении. Использование исторических документов на уроках истории способствует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов, помогает ввести учащихся в обстановку изучаемой эпохи, развивает навык самостоятельной работы, исследовательские умения, повышает познавательный интерес к истории, моментальному фиксированию в памяти учащегося конкретного содержания учебного материала, то есть повышает эффективность процесса обучения истории.

         Следовательно, вопрос об использовании исторических документов, в целях повышения эффективности процесса обучения истории, наиболее  актуален  в настоящее время, так как у учащихся пропала потребность в обучении, вследствие чего заметно снизилось число учащихся имеющих глубокие знания по истории.

         Объектом исследования является процесс повышения эффективности  урока истории у учащихся в 5-ом  классе.

         Предметом – использование исторических документов на уроках истории в 5-ых классах.

         Цель исследования – выявить условия, при которых использование исторических документов будет способствовать повышению эффективности  процесса обучения истории.

         Определение цели, объекта, предмета исследования позволили определить  следующие задачи:

                   1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую,  методическую и философскую литературу по данной проблеме;

                   2.Проанализировать  и  раскрыть сущность  ключевых понятий исследования: педагогическая эффективность, эффективность урока, исторические документы;

                   3. Проанализировать возрастные и психологические особенности учащихся 5 классов;

                   4.Рассмотреть методические особенности работы с историческим документом в 5 классе;

                   5. Определить некоторые пути решения проблемы повышения  эффективности процесса обучения истории.

         Методологической основой исследования явились труды различных ученых педагогов, методистов-практикантов, дидактов и психологов, которые рассматривали некоторые способы повышения эффективности уроков истории. Среди них Махмутов М. И., его монография ''Современный урок''  посвящена  важной проблеме – совершенствованию урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. На основе многолетних исследований и обобщений передового педагогического опыта автор предлагает свою концепцию современного урока, дифференцирует требования к нему, типологию урока строит с учетом системы целей и включает не только типы, но и виды уроков.

         Известный методист Вагин  А. А. в книге ''Методика преподавания истории в средней школе'' дает общую характеристику  исторических документов  и говорит о том, что использование документов облегчает познание сложных явлений прошлого, помогает раскрытию исторических понятий, позволяет подвести учащихся к пониманию истории.

         Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в разное  время процесс повышения эффективности процесса обучения истории с помощью наглядных методов по-разному. Были предложены различные методики и системы преподавания, способствующие достижению высоких результатов обучения. Однако необходимо заметить, что эта проблема так и не решена в настоящее время, невозможно составить систему или выбрать группу методов и использовать их постоянно, не меняя. В процессе развития общества меняются потребности людей, и отражается на системе образования, появляются новые пути совершенствования процесса обучения истории в школе.   

 


Возврат в  Заказать эту работу