pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Изучение геометрического материала как средство формирования пространственных представлений


Содержание.

  Введение…………………………………………………………………стр. 2

 

Глава 1.Теоретическое обоснование возможностей формирования пространственных представлений у младших школьников через изучение геометрического материала на уроках математики в начальной школе.

 

1.1. Общая  характеристика  представления  как  ведущего                                                                         познавательного  психического  процесса………………………………... стр.4

 

1.2. Особенности изучения  геометрического  материала

на  уроках  математики  в  начальной  школе. Основные  средства,

методы  и  приемы  изучения геометрического  материала,

способствующего формированию  пространственных  представлений…………………………………………………………. Стр.14

 

Выводы по первой главе…………………………………………………Стр. 32

 

Глава 2. Методика организации и проведения опытно – исследовательской работы  по формированию  пространственных  представлений  у 

младших школьников……………………………………………………стр.33

 

2.1. Цель, задачи  и  организация  опытно – исследовательской

работы…………………………………………………………………… стр. 33

 

2.2. Анализ  результатов  исследования………………………………..стр. 35

 

Выводы по второй главе……...…………………………………………стр. 44

 

Заключение…………………………………………………………..стр. 46

 

Список литературы…………………………………………стр. 48

 

Приложение…………………………………………………………..стр. 51

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Развитие творческой индивидуальности ребенка и реализация его познавательных потенциалов становится главной задачей системы современного образования.

Пространственное представление  - это деятельность, которая проявляется в процессе создания образов, опираясь на воображения. Основу работы по формированию пространственного воображения составляют, прежде всего, создание запаса пространственных представлений, получаемых на основе непосредственного знакомства с образами материальных геометрических объектов, которые в дальнейшем совершенствуется с привлечением геометрических моделей.

  Непрерывное и систематическое ознакомление младших школьников с фигурами, их свойствами, отношениями геометрических фигур, ознакомление с измерениями геометрических величин обеспечивает овладение кругом основных геометрических представлений и навыков, которые используются в повседневной деятельности, в жизни, что обеспечивает развитие умственной деятельности.

Пространственное представление способствует развитию  умственных действий, таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Необходимость  развития пространственных представлений у детей при изучении геометрии делает актуальным объединение усилий многих наук. Такое объединение наиболее естественно на базе психологической науки. Теория и методология педагогической психологии позволяют находить подходы к решению многих задач, как в обучении, так и в организации учебной деятельности детей.

Скомбинировав в себе эти немаловажные факторы,  вопросами развития пространственных представлений, в реальной образовательной практики занимается методика математики.

Тема данной выпускной квалификационной работы: « Изучение геометрического материала, как средство формирования пространственных представлений у младших школьников».

Наряду с этим актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средств эффективности формирования адекватных пространственных представлений у младших школьников.

Цель  работы: выявить, обосновать и апробировать психолого-педагогические условия работы над геометрическим материалом, ориентированные на  формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов.

 Объект исследования пространственные представления младших школьников.

 Предмет: использование геометрического материала на уроках математики в начальных классах как средство  формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.

          Для решения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Дать на основе психолого-педагогической литературы  теоретический анализ проблемы формирования пространственных представлений у младших школьников.
  2. Выявить с помощью анализа методической литературы значение изучения геометрического материала для формирования пространственных представлений.
  3. Определить основные средства, методы и приемы использования геометрического материала на уроках математики.
  4. Систематизировать и апробировать на практике упражнения по развитию пространственных представлений у младших школьников.

Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что развитие пространственных представлений ребенка не происходит спонтанно, осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной  деятельности учащихся в процессе изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе.

Теоретической основой исследования явились положения о закономерностях психического развития ребенка в процессе деятельности (А. Н.Леонтьев, А.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин и другие); теоретические подходы к формированию пространственных представлений у детей (С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Щербаков, В. Н. Обносов и другие); методические подходы к изучению геометрического материала на уроках математики (Л.М. Фридман,    Бантова)

 В работе использовались следующие методы:

- теоретические:  изучение и анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- эмпирические: анализ школьных учебников, изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности учащихся, методы статической обработки информации.

 База исследования: МОУ школа № 55 города Иркутска, класс 3 «В» (35 учащихся, обучающихся по традиционной системе)


Возврат в  Заказать эту работу