pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Использование диалоговых форм обучения на уроках истории как средства повышения эффективности процесса обучения


Содержание

 

Введение……………………………………………………………… ………...3

Глава I. Повышение эффективности процесса обучения как

психолого-педагогическая проблема…………………………………………..7

1.1.       Подходы к определению эффективности обучения. Критерии эффективности урока истории………………………………………………….7

1.2.    Психолого-педагогическая характеристика учащихся 9-х классов….14

Выводы к первой главе………………………………………….. ……………22

Глава II. методические особенности применения диалоговых форм

обучения на уроках истории в 9 классах. ……………………………………23

2.1.     Характеристика диалоговых форм обучения…………………………23

2.2. Возможности диалоговых форм в процессе повышения эффективности уроков истории в 9-классах……………………………………………………..45

Выводы ко второй главе……………………………………………………….50

Заключение……………………………………………………………………..51

Список использованной литературы……………………………... ………....53

Приложение…………………………………………………………………….56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема повышения эффективности образования, на наш взгляд, представляет обширное поле для изучения. При ее рассмотрении нам пришлось столкнуться с самыми различными областями исторической, педагогической наук, даже был возможен выход на философские проблемы (социальные цели образования). Нам (и не только нам) кажется, что данный вопрос всегда будет актуален и интересен. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Происходит развитие науки и техники, медицины, гуманитарных наук и других  сфер жизнедеятельности. Система образования как неотъемлемая часть жизни общества должна прогрессировать вместе с остальными областями жизни этого общества, и, на наш взгляд этот прогресс несомненно связан с проблемой повышения эффективности образования. А следовательно, и эффективностью обучения. То есть если наше общество движется вперед, то, нам кажется, педагоги должны прийти к тому, что обязательно нужно заниматься проблемой повышения эффективности обучения, чем в данной работе мы и руководствуемся.

Учителя в школах, а затем и преподаватели в средних и высших учебных заведениях на практике сталкиваются с этой проблемой и, представляется необходимым, что эта проблема должна ими рассматриваться и, по возможности, постоянно решаться.

С точки зрения самих учеников эту проблему можно рассматривать так:   

Заинтересованному, влюбленному в прошлое школьнику сейчас практически доступна любая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до международной сети «Интернет», вот почему удивить, заинтриговать, если необходимо, и заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается далеко не всегда.

В этой связи в последнее время многие учителя на первый план в системе исторического образования  выдвигают задачу «оживления» исторического процесса, наполнения его чувствами, страстями, палитрой красок. Именно для того, чтобы не быть посредственным, мыслящий учитель просто обязан оживить исторические события, факты, показать исторический процесс не только и не столько как цепочку войн, переворотов, революций и изобретений, но и как полный драматизма и стремления к совершенству путь человечества. На фоне обычного учебника истории для многих учащихся может стать настоящим откровением то, что наши далекие предки не только охотились, выращивали хлеб и строили свои жилища, но и радовались, горевали, любили, ненавидели. Не подлежит сомнению, что продуманная работа в этом направлении приближает изучающего предмет школьника к его главной цели-живому осмыслению истории, поиску и нахождению общего языка с прошлым.

В качестве одного из средств оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование на уроках истории  диалогических форм обучения. В последнее время учителя стали обращать внимание на диалог как на форму общения между учителем и учащимися. Интерес к диалоговой форме взаимодействия объясняется сознанием ими негативного влияния на учебный процесс монолога, который преобладает в системе «учитель – ученик»

Господство монолога на уроках и других организационных формах обучения сдерживает развитие ученика, сковывает его инициативу, делает его замкнутым и необщительным. Поэтому переход от монолога к диалогизации учебного процесса, увеличение в этих целях удельного веса диалогических форм общения, уроков-диалогов является оправданным и необходимым.

Проблема повышения эффективности обучения изучалась такими педагогами как П.В. Гора, Ю.Б. Зотов, Н.Г. Дайри, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова, Махмутов, Векслер и другими.

Возможности диалоговых форм обучения исследует, к примеру, В.Д. Шадриков, особо подчеркивая новое направление в педагогике -  субъект-субъектное направление обучения. Он, в частности, отмечает: «В философии и педагогике настойчиво пробивается подход к обучению с позиции субъективно-субъективных отношений, который утверждает, что учителя и ученики должны совместно идти к усвоению знаний. Наиболее эффективно это позволяет сделать диалог, рассматриваемый как совместный процесс и метод исследования. Можно сказать, что в педагогику стучится метод диалога в различных формах и модификациях. Логика субъективно-субъективных отношений предполагает изменения в построении уроков», /25; С.8/.

Исследователи Сенько Ю.В. и В.Э. Тамарин отмечают: «Создалась парадоксальная ситуация: диалог между учителем и учеником существует столько, сколько существует обучение, а задача вооружения учащихся умением вести диалог в школе даже не выдвигается» /19; С.47/. В этой связи, представляется необходимым обратиться к изучению возможностей диалоговых форм обучения в процессе повышения эффективности процесса обучения.

Объектом данного исследования является изучение путей повышения эффективности урока истории.

Предмет – возможности диалоговых форм  обучения на уроках истории в 9-х классах, при изучении Первой мировой войны, в процессе повышения эффективности урока истории.

Таким образом, целью данной работы является выявить возможности использования диалоговых форм обучения в процессе повышения эффективности обучения истории.

 

Задачи:

  • определить критерии эффективности обучения, эффективности урока, в том числе эффективности урока истории;
  • выявить особенности современного урока и требования к нему;
  • определить некоторые пути решения проблемы повышения эффективности обучения истории;
  • выявить особенности использования диалоговых форм обучения на уроках истории в 9 классе.

Поставленная цель и задачи определили следующую структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Глава первая посвящена изучению процесса повышения эффективности процесса обучения, с точки зрения психологии и педагогики.  Глава вторая посвящена рассмотрению методических особенностей применения диалоговых форм обучения на уроках истории в 9 классах, при изучении Первой мировой войны. В приложении помещены примерные схемы анализа эффективности урока, через оценку выдержанности, соблюдения требований к современному уроку, обусловленное  практической значимостью данных материалов, а также материалы, посвященные Первой мировой войне, которые могут быть использованы учителем при подготовке к урокам.


Возврат в  Заказать эту работу