pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Обучение решению задач детей со слабыми математически способностями


«Обучение решению задач детей со слабыми математически способностями»

Содержание

Введение……………………………………………………………..с.3

 

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса решения задач младших школьников со слабыми математическими способностями…………………………………………………………………c.6

 

1.1    Задача. Процесс решения задача……………………………..с.6

1.2   Психолого – педагогическая характеристика детей со слабыми математическими способностями…………………………………с.22

1.3            Особенности обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями………………………………с.40

 

Выводы по 1 главе………………………………………………….с.47

 

Глава 2. Исследование влияния приемов поддерживающего обучения на формирование у младших школьников умения решать задачи……………………………………………………...с.49

 

2.1     Программа исследования……………………………………с.49

2.2     Результаты исследования по выявлению канала восприятия и по определению умения решать задачи и анализ полученных результатов первого этапа исследования …………………………...с.49

2.3             Описание формирующего этапа…………………………….с.54

2.4             Сопоставительный анализ результатов первого и третьего этапов исследования…………………………………………с.70

 

Выводы по 2 главе………………………………………………….с.72

 

Заключение…………………………………………………………с.74

 

Список литературы……………………………………………….с.76

 

Приложение………………………………………………………...с.78

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире  большое внимание уделяют развивающему обучению. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психологической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности. Замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из относительно хорошо известной сферы науки.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения.

Актуальность нашей темы заключается в том, что в настоящее время очень много детей, у которых возникают трудности в обучении математике, а именно в обучении решения математических задач. К сожалению таких детей, становиться все больше и больше. Умением решать задачи учащиеся овладевают с большим трудом. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эта проблема, которая волновала педагогов еще в 30-е годы 20 века. И посей день, специалисты разрабатывают программы, помогающие детям в обучении.

Над этой проблемой работали К.А. Михальский, М.И. Кузьмицкая, О.П. Смалюг, М.Н. Перова, А.А. Хилько, Р.А. Исенбаева, А.А. Эк, Г.М. Капустина, И.В. Зыкманова и др.  Они разработали методику обучения решению арифметических задач для детей, которые испытывают трудности в обучении. В этой методике показана роль подготовительных упражнений, направленных на обогащение практического опыта учащихся, сравнение и сопоставление, дидактических игр, наглядности, схематических рисунков, различных форм записи содержания и решения задач, а также предметно-практических упражнений, направленных на конкретизацию содержания задач.

С помощью этой методики при решении задач у детей развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В любом классе учителю в работе приходится работать как с учениками высокого интеллекта,  так и с учениками средних и слабых способностей. В данной работе идет речь об обучении математике детей со слабыми математическими способностями.

Неуспешность учащихся в математике может быть обусловлена индивидуальными психофизиологическими особенностями, в том числе особенностями восприятия и переработки информации.

Сложность в том, что при одних и тех же трудностях у разных детей причины могут быть многовариантными. Мы будем исходить из функционального состояния ребенка и особенностей его индивидуального развития, которые могут вызвать те или иные трудности на разных этапах обучения.

Почти все трудности, возникающие у детей, находят отражение главным  образом в успеваемости. Большинство даже самых опытных педагогов связывают неуспеваемостью ученика с его ленью, неорганизованностью. 80% учителей считают, что успешность обучения определяется трудолюбием, прилежанием, отношением к порученному делу. Значительно реже учитель задумывается об истинных причинах неуспеваемости и, естественно, о необходимости соответствующих мер по её устранению.

Неумение ребенка воспринять учебный материал приводит к его непониманию, сказывается на успешности его учебной деятельности.

Цель исследования – обоснование особенностей процесса обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями и апробирование приемов поддерживающего обучения.

В соответствии с изложенным выше можно выделить следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
  • Рассмотреть особенности развития детей, у которых возникают трудности при решении задач и их причины;
  • Раскрыть процесс обучения решения задач и его особенности при работе с детьми, имеющие слабые математические способности;
  • · Выявить причины возникающих трудностей при решении задач, подобрать и применить приёмы поддерживающего обучения на разных этапах решения задач.

Объектом исследования является процесс обучения решению задач.

Предметом исследования является особенности обучения решения задач  детей со слабыми математическими способностями.

Гипотеза исследования – в своей работе мы исходим из предположения, что если при обучении решению задач младших школьников со слабыми математическими способностями использовать приёмы и методы поддерживающего обучения на каждом этапе решения задач, учитывающие их индивидуальные особенности обучение решению задач, то обучение решению задач будет успешным.

Практическая значимость работы заключается в выявлении проблем и трудностей, возникающие у детей при решении задач; подборе и апробирование приемов поддерживающего обучения, которые можно использовать для дифференцированной и индивидуальной работы с такими детьми.

       Методологическую основу работы составили:

Исследование процесса обучения решению задач с учетом модальной структуры восприятия в работах К.А. Михайловского, М.И. Кузьмитской, О.П. Смалюг, М.Н. Перовой, Т.Н. Бандурко, Е.С. Гобовой, И.С. Якиманнской, Л.А. Венгера.

         При исследовании применялись следующие методы:

  • изучение теоретической и методической литературы;
  • анализ методической литературы;
  • анализ и обобщение  тестов, и их проведение;
  • изучение школьной документации (классные журналы);
  •  целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью школьников;
  • диагностические беседы с учащимися. 

Возврат в  Заказать эту работу