pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование навыков каллиграфического письма у детей 2 класса на основа развивающих упражнений


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

 

3

1.1. Лингво-педагогические и психологические основы развития детей в процессе письма. Типичные нарушения каллиграфического почерка у детей младшего школьного возраста…………………………………………..

 

 

5

1.2. Развивающие упражнения как средство формирования навыков каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………

Выводы…………………………………………………………………………

 

 

10

20

Глава 2. Организация опытно – практической работы по формированию навыков каллиграфического письма у детей 2-го класса на основе развивающих упражнений…………………………………………

 

 

 

21

2.1. Методика проведения практической опытно-методической работы. Входная диагностика…………………………………….…………………….

 

21

2.2.Организация работы по формированию каллиграфических навыков письма у детей второго класса………………………….…………………….

 

25

2.3. Сравнение результатов диагностик на констатирующем и контрольном этапах….…………………………………………….……………

Выводы………………………………………………………………………..

 

38

42

Заключение……………………………………………………………………

 

44

Литература…………………………………………………………………….

 

46

Приложение…………………………………………………………………...

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Что такое письмо? Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности.

М.Р.Львов дает такое определение: «Письмо  - это графическая система фиксации письменной речи» [23, с.142], а «каллиграфическое письмо – это еще и искусство писать четким, красивым почерком», по определению С.И.Ожегова[29, c.257].

В современном обществе в эпоху научно – технического прогресса и бурного потока информации человеку много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести различные записи. Противоречие в том, что в век компьютеров, не менее важным остается тот факт, что упражнения в письме способствуют развитию мышления и речи, интеллектуальному развитию. «В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка», - писал Л. С. Выготский. Значительное отставание в скорости и разборчивости письма у детей младшего возраста отрицательно сказывается на работоспособности учащихся, развитии их познавательного интереса, их  орфографической зоркости. Неразборчивость почерка становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве средства общения. В то же время особые трудности в школе вызывает именно обучение письму.

К сожалению, в методической литературе и в практике школы недостаточно уделяется внимания развивающим упражнениям, способствующим формированию навыков каллиграфического письма у детей второго класса, методике их проведения. Поэтому мы считаем, что актуальность проблемы обусловлена потребностью  современной начальной школы в формировании каллиграфического письма. Отсюда, актуальной является и тема нашего исследования: «формирование навыков каллиграфического письма у детей второго класса на основе развивающих упражнений».

 Основа – «это источник, главное, на чем строится что-нибудь» [23, с.245]. Профессор, доктор психологических наук М.В.Зверева дает такое определение развивающим упражнениям: «Это упражнения, которые способствуют продвижению ребенка вперед к изменению в сфере способов деятельности, постепенного внутреннего движения». [17,с.31]. К ним относятся упражнения на развитие зрительно- моторных координаций, фонематического слуха, пространственных отношений и мелких движений пальцев рук.

Цель исследования – выявить и обосновать методические и дидактические условия формирования навыков каллиграфического письма у детей второго класса на основе развивающих упражнений.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. На основе анализа научной литературы изучить психофизиологические особенности восьмилетних детей и трудности формирования у них каллиграфических навыков.
  2. Систематизировать и апробировать развивающие упражнения, способствующие формированию навыков каллиграфического письма у детей второго класса.
  3. Провести опытную работу, сопоставить и обобщить результаты на констатирующем, формирующем и контрольном этапах исследования.

Объект исследования – процесс формирования навыков каллиграфического письма младших школьников на основе развивающих упражнений.

Предмет исследования – развивающие упражнения как основа  формирования навыков каллиграфического письма у детей 2-го класса.

Гипотеза исследования: если на уроках русского языка во втором классе в системе проводить упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, зрительно - моторных координаций, пространственных отношений и тонкокоординированных движений пальцев рук, то это может способствовать снижению трудностей у детей при письме, формированию каллиграфических навыков восьмилетних детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие теоритические методы: анализ педагогической и научно – методической литературы, наблюдение, обобщение, классификация, абстрагирование.

Эмпирические методы: анализ работ учащихся, подбор и систематизация развивающих упражнений, статистическая обработка данных и составление таблиц, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в  использовании развивающих упражнений на уроках русского языка для формирования каллиграфических навыков у детей второго класса.

Новизна исследования состоит в подборе и систематизации развивающих упражнений, способствующих формированию навыков каллиграфического письма у детей второго класса.

При решении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды психологов и педагогов: Л.А.Лурия, М.М.Безруких, С.П.Ефимовой, Е.В.Юрова, Е.Н.Соколовой, И.Я.Желтовской, М.В.Зверевой, а также на научные труды лингвистов и методистов М.Р.Львова, М.С.Соловейчик, П.С.Жедек и других.

База исследования – 2 «а» класс, школы № 70, г. Иркутска, работает  по учебно  методическому комплексу «Гармония».


Возврат в  Заказать эту работу