pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Экскурсия в лес как способ формирования нравственной жизненной позиции школьников


                                           Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования нравственной жизненной позиции  младших школьников в курсе «Окружающий  мир»……………………………………………………………7

 

 1.1.  Роль воспитания в становлении нравственной жизненной позиции…………………………………………………………………………….7

 1.2. Методика организации и проведения экскурсии в лес по природоведению в начальной школе…………………………………………..13

Вывод по I главе…………………...…………………………………………….28

 

Глава II. Организация и проведение опытной работы в период преддипломной   практики..………………………………………………….30

 

 2.1. Результаты опытной работы на констатирующем этапе…………….…..30

 2.2. Разработка программы формирующего этапа опытной работы………...35

 Выводы по главе II……………………………………………………………...38

 

Заключение……………………………………………………………………...40

 

Литература………………………………………………………………………42

 

Приложение…………………………………………………………………………………45
                                                             
Введение 

 

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

В системе обучения и воспитания нравственное воспитание должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека нравственно грамотным.

Проблема нравственности в отношении человека к природе и людям, сформированность экологического сознания – актуальный вопрос нашего времени. Мы стоим на стыке времён, где старую культуру уже разрушили, но ещё не построили новую. Для становления экологического сознания через воспитание эстетического отношения к природе необходима пропаганда эстетического, чувственного восприятия окружающей среды, понимание собственной ценности природы, её биологического разнообразия во всём его разнообразии. С другой стороны, и сама красота природы способствует проявлению нравственных чувств, любовь и милосердие, делает человека чище, благороднее.

Нравственное воспитание должно формировать целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, ставя своей целью формирование сознания, мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой, одним из средств которой является экскурсия. Поэтому у учащихся необходимо формировать понятие о природе как системе, в которой все её элементы взаимодействуют в круговороте веществ и энергии постоянно совершаются процессы самовоспроизведения и тем самым поддерживаются нормальные биофизические и биохимические условия жизни на Земле. Важно, чтобы учащиеся осознали, что практическая деятельность человека, его воздействие на природу может протекать благополучно для человека на основе познания её законов. В настоящее время делается упор на формирование эколого-эстетической позиции, опора на эмоции и чувства детей в процессе познания окружающего мира.

Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в нравственном воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Особое внимание к проблемам нравственного воспитания для детей младшего школьного возраста можно объединить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать нравственное воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной культуры в наиболее благоприятный период взаимодействия ребёнка с природой. Таким образом, взаимодействием может являться экскурсия в лес.

Тема дипломной работы «Экскурсия в лес как способ формирования нравственной жизненной позиции у младших школьников».

Цель дипломной работы – разработать и провести экскурсии по природоведению.

          Объект исследования: процесс формирования нравственной жизненной позиции.

Предмет исследования: экскурсия в лес как способ формирования нравственной жизненной позиции у младших школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что экскурсия в лес является наиболее эффективным средством формирования нравственной жизненной позиции у младших школьников.

         Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу, а также передовой педагогический опыт по формированию нравственной жизненной позиции у младших школьников.
  2. Провести опытную работу в школе в период преддипломной практики.

В соответствии с поставленными задачами в исследованиях использовались следующие методы:

  1. Теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изученной теме, изучение передового опыта по формированию нравственной жизненной позиции у младших школьников, проектирование результатов.
  2. Эмпирические: анкетирование, анализ,  обобщение, беседа и наблюдение.

         База исследования МОУ СОШ № 29, 4 «А» класс в количестве 23 человек. Сроки: с 4 апреля по 30 апреля 2005 года.

Структура работы:

Введение. Во введении раскрывается актуальность проблемы формирования нравственной жизненной позиции, обосновывается выбор темы исследования, определяется объект и предмет, сформулированы цель, задачи, указаны методы, используемые при исследовании, прописана структура работы.

I глава. В I главе раскрываются идеи нравственных деятелей педагогики, сущность нравственного воспитания. Прописано как осуществляется нравственное воспитание в процессе учебной деятельности, какие актуальные проблемы глобальной нравственности существуют на пути становления нравственного императива XXI века. Рассматривается экологическое воспитание как компонент нравственного воспитания.

Также раскрывается методика организации и проведения экскурсии в лес по природоведению в начальной школе это: значение экскурсии в лес, требования к проведению экскурсии, подготовка учителя и учащихся, правила поведения в лесу, обработка материалов экскурсии. Делаются выводы по главе.

II глава. В II главе описывается организация и проведение опытной работы в период преддипломной практики. Глава включает в себя результаты опытной работы на констатирующем этапе и разработку программы формирующего этапа опытной работы. Делаются выводы по главе.

Заключение. В заключении прописываются вывод по всей проделанной работе.

Литература.

Приложение.

При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные психологами и педагогами: Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, И.Гербард, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко.

Данная практическая работа может применяться учителями школ, а также студентами при прохождении практики.


Возврат в  Заказать эту работу