pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие познавательной активности учащихся на уроках обобщения по физике


Содержание

 

 

стр.

Введение………………………………………………………………..

Глава 1.Познавательная активность………………………………….

1.1.Познавательная активность учащихся: психолого-педагогические основы…………………………………………………

1.2. Организационно-педагогический прием и условие развития познавательной активности личности в учебном процессе………….

.Глава 2 Обобщенные уроки по физике как средство активизации познавательной деятельности…………………………………………

2.1.Обобщающие уроки по физике как одна из форм современного урока…………………………………………………………………….

2.2.Определение обобщающих уроков физики………………………

2.3.Приемы, методы и формы обобщенных знаний по физике……..

2.4. Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике……

2.5. Исследование по влиянию уроков обобщения на развитие познавательной активности…………………………………………….

Заключение……………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………

3

8

 

8

 

18

 

27

 

27

30

34

38

 

40

42

43


Введение

 

         С учётом объективных изменений происходящих в образовании, надо признать, что повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, как одной из форм социальной активности, выдвигается сегодня на передний план.

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Обычно зачастую проблему познавательной деятельности рассматривают ради активности в учении, но при этом забывают о том, что активность в познании – это только одно из звеньев в цепи необъятного и не прекращающего процесса узнавания мира.

Развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.

         Включение школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех видов познания, в том числе и познавательной активности личности. Активность может изначально направляться и самим человеком, но чаще всего активность стимулируется другими людьми (педагогами, воспитателями, учителями и т.д.), которые специально различными методами и приёмами пытаются зажечь эту потребность к постоянному самообновлению, самообразованию и самопознанию. Различают два пути активизации – экстенсивный и интенсивный, но имеющие одинаковую цель, они  предполагают разные пути её достижения.

На сегодняшний день актуальным является интенсивный путь, который обосновывается на субъектной, личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения.  Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие познавательной активности, является одной из основных задач учителя. Это обусловлено снижением интереса учащихся к учебе. Исходя из этого, тема нашего исследования звучит так: «Развитие познавательной активности учащихся на обобщающих уроках физики»

Формирование познавательной активности может идти через различные формы организации учебной работы. В своей работе мы покажем возможности обобщающих уроков, как одно из средств познавательной активности.

Объект исследования: познавательная активность учащихся и её развитие в процессе обучения.

Предмет исследования: организация обобщающих уроков по физике.

Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и апробировать наиболее эффективные условия развития познавательной активности через обобщающие уроки.

Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:

  - раскрыть сущность понятия познавательной активности и его психолого-педагогическую основу;

- рассмотреть уровни развития познавательной активности;

- выявить условия, способствующие развитию познавательной активности;

- разработать и апробировать обобщающие уроки по темам: «Электрические явления» и «Электромагнитные явления»;

-            провести исследование по уровням сформированности познавательной активности.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проведение собственного исследования в период прохождения государственной педагогической практики, позволили нам сформулировать гипотезу нашего исследования: уроки обобщения и систематизации знаний по физике позитивно влияют на развитие познавательной активности учащихся.

В исследовании применялись следующие методы:

-            анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение школьной документации;

-            целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью учащихся

-            анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Выпускная квалификационная работа содержит Введение, две главы, Заключение и Приложение.

Первая глава раскрывает суть понятия познавательной активности, а также пути ее развития.

Мы остановились на определении Шамовой Т.И. «Активность в учении не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели». Данное определение представляется нам наиболее полным, т.к. в нем отражены психологические аспекты познавательной активности.

Существуют различные классификации уровней познавательной активности. В своей работе мы рассмотрели классификацию Каратаевой Е.В., которые выделила следующие уровни интенсивности познавательной активности учащихся:

ü     нулевая активность учащихся – учащийся пассивен;

ü     относительная активность – активность учащегося проявляется в особых учебных ситуациях;

ü     привычно-исполнительская активность – учащийся может работать самостоятельно;

ü     творческая активность – учащийся готов включиться в нестандартную учебную ситуацию.

Такой подход является показателем не только в определении сформированности ученической активности, но своеобразным индикатором деятельности преподавателя. Поэтому, в силах учителя помочь ученику перейти с нулевого уровня на более высокий уровень познавательной активности.

Наибольшую результативность в развитии познавательной активности учащихся 8-х классов имеют обобщающие уроки, проведенные в нетрадиционной форме. Это подтверждается  наблюдением за деятельностью учащихся на таких уроках. Наибольшую результативность в развитии познавательной активности учащихся 8-х классов имеют обобщающие уроки, проведенные в нетрадиционной форме. Это подтверждается  проведенным исследованием.

Во второй главе раскрывается суть обобщающих уроков физики, как одной из форм современного урока. Однако обобщающий урок физики – это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На обобщающем уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Отдельные элементы системы должны быть взаимно увязаны и структурированы.

Обобщение, систематизация физического знания одновременно способствует осознанию учащимися методологических  знаний, пониманию логики процесса познания. В этом состоит вторая существенная особенность обобщающего урока.

Процесс познания в физике находит отражение в содержании учебного материала в самых разных формах (рассказ об истории того или иного открытия, борьбе идей и мнений, путях развития и становления физического знания и пр.), однако именно на обобщающем уроке логика процесса познания предъявляется учащимся в наиболее открытом виде.

Третьей существенной особенностью обобщающего урока физики, отличающей его от уроков повторения, является углубление приобретенных ранее знаний. При этом речь идет не о введении новых элементов знания (что в принципе возможно), а о понимании сущности, наиболее значимых характеристик и связей, отраженных через структуру знания.

Итак, современный урок физики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.

Во второй главе, также, рассматривается исследование, проведенное во время прохождения педагогической практики в Кимильтейской средней школе.

В Заключении подводятся итоги проделанной работы по теоретическому анализу понятий «познавательная активность учащихся» и «обобщающие уроки по физике»;  рассматриваются уроки обобщения, проведенные в нетрадиционной форме, которые подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

В Приложении представлены методические разработки уроков обобщения по физике в 8-м классе по темам: «Электрические явления», «Электромагнитные явления».


Возврат в  Заказать эту работу