pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование ценностного отношения к здоровью через создание индивидуальной траектории физического развития


Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.        

1.1. Состояние изучаемого вопроса в современных

       научных исследованиях, методической и специальной литературе….…..8

1.2..Формирование ценностного отношения к здоровью как к фактору 

        физического здоровья учащихся……………..…………………………....11

1.3. Принципы формирования ценностного отношения к здоровью через

       создание индивидуальной траектории физического развития…….……..23

     ВЫВОД………………………………………………………………………..30

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

2.1.Программы и методы исследования ….…………………………………....33

2.2. Реализация принципа индивидуального подхода на занятиях

      физической культуры …………………………………………………....….35

 2.3.Исследование и анализ эффективности применения современного

      формирование ценностного отношения к здоровью через создание

      индивидуальной траектории физического развития.  ……………….……47

 2.4. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории

       физического развития учащихся с использованием современных

        оздоровительных методик………………………………………………. .53

     ВЫВОД……………………………………………………………………….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….. …………………….67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..69

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………76

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровый человек есть самое

драгоценное произведение природы.

Т.Карлейль

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Закономерно возросло внимание и к здоровью учащихся. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, мы отмечаем, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития учащегося, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном. На первый план в трактовке здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом  обращается внимание на то, что здоровье является "наиболее важным" из аспектов профессионализма, другие, что оно отражается в "психофизической готовности специалиста" и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели.

Анализируя методические документы за год, можно отметить, что количество учащихся в СОШ школе №28 г. Иркутске по заболеваниям с 10 до 20 - 25%, в некоторых учебных заведениях достигает 40% и по прогнозам к 2005 году может достигнуть 50% от общего количества учащихся. За время обучения  здоровье учащихся не улучшается, наоборот,  отмечается его ухудшение. К 10 классу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а 11 классу - на 43%. 

Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в школе №28 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Исследования заболеваемости среди учащихся свидетельствуют, что в последние годы на первом месте, как и во всем мире, заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором - опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз и т.п.), на третьем - органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. Анализ функционального состояния учащихся выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69%.

 «Формирование ценностного отношения к здоровью» как раз и интегрирует все направления работы учебного заведения по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В какой-то мере это замена валеологии в качестве актуального направления, привлекающего внимание педагогов и общественности к проблеме здоровья учащихся. Несколько лет назад мы образно определяли валеологию как науку о том, «как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». (Н.К. Смирнов, 1995)[52]. По аналогии формирование ценностного отношения к здоровью можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и  воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Формирование ценностного отношения к здоровью можно рассматривать и как основу педагогики — одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой, по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и учителей.

В системной последовательности приобщение любого высшего или среднего учебного заведения  и каждого учителя к формированию ценностного отношение к здоровью выглядит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия учебного процесса на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2) признание учителя учебного заведения своей ответственности за неблагополучное состояния здоровья учащихся;

З) овладение необходимыми, формированиями ценностных отношений к здоровью (обретение компетенций);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащихся и их родителями.

Осознавая значимость данной проблемы, мы поставили перед собой цель –  изучить уровень сформированности ценностного отношения к собственному  здоровью и разработать индивидуальные траектории развития учащихся.

Исходя из поставленной цели исследования, мы выделили следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
  2. изучить формирование ценностного отношения к здоровью в учебном процессе  физического воспитания 
  3. отследить эффективность использования  предложенного комплекса «5 ступеней здоровья» на учебных занятиях;
  4. создать примерную индивидуальную траекторию развития учащегося.

Объект исследования – специфика организации учебных занятий по физической культуре в школе с учетом  выстраивания индивидуальной  траектории физического развития учащихся.

Предмет исследования –  формирование ценностного отношения к здоровью  в  учебном процессе.

Рабочая гипотеза: мы предполагаем:  если выстроить  учебный процесс по физическому воспитанию  с учетом индивидуальной траектории физического развития каждого учащегося, то оздоровительный эффект  упражнений увеличится.

Методы исследования: 

  • анализ методической литературы;
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование;
  • метод контрольных испытаний.

Новизна исследований  состоит в разработке и применении индивидуальной траектории физического развития на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе.

Практическая значимость нашей работы состоит в:

  • использовании выстроенной модели физического развития в дальнейшем  саморазвитии учащегося; 

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2-х глав,  заключения, списка литературы и приложений.


Возврат в  Заказать эту работу