pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона). Культ единого Бога Солнца


Оглавление

 

 

Введение                                                                                                           5

Глава 1. Теоретические основы религиозной реформы Аменхотепа IV                  8

1.1 Социально-экономические причины реформы Аменхотепа IV                8

1.2 Идеологические и культурологические причины реформ Эхнатона                11

Глава 2. Анализ проведения реформы Аменхотепа IV и причины ее неудач 13

2.1 Проведение реформы Аменхотепа IV                                                                13

2.2 Причины неудач реформ Эхнатона                                                          20

Заключение                                                                                                      22

Список использованной литературы                                                              25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В  конце XV и начале XIV веков до нашей эры  при фараоне Аменхотепе III Египет достиг своего наивысшего расцвета, и волна творческой активности в материальном мире сменилась волной активности духовной. Воплощением и выразителем этой духовной волны стал фараон Аменхотеп IV, позже принявший имя Эхнатон, который попытался переломить процесс духовного падения Египта. Актуальность реформ Эхнатона в том, что современное общество постепенно возвращается к православию.

В наше время исследователи проявляют все больший интерес к изучению истоков современных религий: буддизма, христианства, ислама. Эти религии считаются наиболее развитыми. Христианство и ислам относят к монотеистическим религиям. Исследователи задаются вопросом об истоках монотеизма. Так, в качестве источника христианства и ислама выступает иудаизм – религия древних евреев.

Уже за полторы тысячи лет до Рождества Христова древние евреи стали поклоняться единому Богу. Откуда у народа, стоявшего еще на стадии разложения родового строя, занимавшегося кочевым скотоводством и меновой торговлей вдруг появились развитые монотеистические идеи? Возникает вопрос о заимствовании этих идей. Некогда евреи жили в Египте и, вероятно, там познакомились с культом Единого Бога Солнца, который распространился в результате реформы Аменхотепа IV. Таким образом, мы в данной работе будем изучать актуальную проблему амарнской религиозной реформы

В связи с актуальностью проблемы, выбрана тема исследования: «Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона). Культ единого Бога Солнца».

         Религиозная реформа Эхнатона подробно исследована историками, религиоведами, философами. Они рассматривали ее с различных точек зрения. Пытались вскрыть социальные, мировоззренческие, культурно-исторические и философские формы реформы. Мы же сделаем попытку рассмотреть ее причины в комплексе. В этом новизна данного исследования.

         Объект исследования – реформа Аменхотепа IV.

         Предмет  исследования:

1. рассмотреть социально-экономические причины реформ Эхнатона;

2. рассмотреть идеологические и культурологические причины реформ Эхнатона;

3. раскрыть причины неудач и свертывания реформ Эхнатона Тутанхамоном.

         Территориальные рамки исследования: Египет, Древний Египет.

         Хронологические рамки: конец XV - начало XIV вв до н.э.. время правление Эхнатона и Тутанхамона.

         Исследование реформ Аменхотепа IV довольно широко представлены в отечественной литературе.

         В исследовании Галанова Н.В. [1, с.44-66] много внимания уделяется причинам реформ Эхнатона и причинам неудач проведенных преобразования.

         Исследование Коростовцева М.А. [5, с.133] подчеркивает значимость реформ Аменхотепа IV в развитии религий мира.

Рыжов К.К. [13, с.44] подчеркивает важность реформ Аменхотепа IV как попытку сохранения духовности в Древнем Египте.

Гипотезой курсовой работы: причиной провала реформ Эхнатона, несоответствие между внешней и внутренней политикой Царства.

Цель исследования – охарактеризовать реформу Аменхотепа IV.

Свою цель мы будем достигать через решение следующие задач:

- рассмотреть социально-экономические причины реформ Эхнатона;

- рассмотреть идеологические и культурологические причины реформ Эхнатона;

- раскрыть причины неудач и свертывания реформ Эхнатона Тутанхамоном.

         Методы исследования:

1. исторический

2. метод системного анализа;

3. метод философского обобщения;

4. метод сравнительного анализа.

         Данная курсовой работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы.

         Положения, выносимые на защиту:

1. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей синкретической религии для обширной Египетской державы. Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III.

2. Итоги реформы Эхнатона:

1) культ Атона был выражением подлинного монотеизма, обожествлялась же конкретная, животворящая сила природы - солнце;

2) солнце было не только богом, но и прообразом фараона;

3) фараон был сыном и подобием Атона. Здесь налицо идеи, сопутствующие и гелиопольскому культу бога Ра:

а) Pa - бог солнца (как и Атон);

б) Pa - создатель мира и всего сущего;

в) Pa - прообраз фараона;

г) фараон - сын и подобие Ра.

3. Основной причиной провала реформ Эхнатона, несоответствие между внешней и внутренней политикой Царства.


Возврат в  Заказать эту работу