pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Динамика восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками


Содержание

 

Введение........................................................................................................ 5

1.Теоретический аспект восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками.................................................................................................. 8

1.1 Понятие "девиантное поведение" в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.............................................................................. 8

1.2 Девиантное поведение в подростковом возрасте................................. 21

1.3 Особенности детско-родительских отношений у подростков девиантного поведения...................................................................................................................... 30

2. Опытно-экспериментальная работа по изучению динамики восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками............................... 38

2.1 Основы опытно-экспериментальной работы........................................... 38

2.2 Анализ результатов исследования........................................................... 40

2.3 Программа по коррекции детско-родительских отношений девиантных подростков........................................................................................................................ 52

Заключение..................................................................................................... 58

Список использованных источников............................................................ 60

Приложение.................................................................................................... 63

 

Введение

Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).

В подростковом и юношеском возрасте решается ряд важных задач: автономизация личности подростка, достижение эмоциональной дифференцированности его личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно новой основе как отношений взаимного уважения и равноправия. Возникновение чувства взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей. Успешность решения задачи трансформации детско-родительских отношений определяется сложившимися к началу подросткового возраста отношений ребенка и родителей, включая эмоциональную и деловую их стороны.

Детско-родительские отношения — двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития. Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно велика уже на ранних возрастных стадиях и кардинально возрастает в подростковом возрасте.

Образ детско-родительских отношений на полюсе подростка и «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития. Знание особенностей восприятия подростками этих отношений, определяющих особенности общения и взаимодействия подростков с родителями позволит определить закономерности их развития, осуществить необходимую интервенцию с целью коррекционного воздействия, и оптимизации развития, планировать и реализовать соответствующие профилактические меры для предупреждения деструкции их развития.

Целью настоящего исследования стало изучение психологических особенностей восприятия подростками детско-родительских отношений. Актуальность исследования связана с кардинальными социальными изменениями, происходящими в нашем обществе и затронувшими практически все сферы, включая семью. Семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе.

 В последнее десятилетие наметились определенные тенденции в развитии и функционировании семьи, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.

В трудах ученых рассматриваются разнообразные критерии для оценки влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка, но объектом данных исследований не являются девиантные подростки. А в трудах Р.В. Овчаровой изучаются детско-родительские отношения девиантных младших школьников. В нашем исследование мы рассмотрим именно девиантных подростков.

В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Динамика восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками».

Проблема исследования: какова динамика воприятия детско-родительских отношений девиантными подростками?

Цель исследования: изучить  динамику восприятия детско-родительских отношений девиантыми подростками?

Объект исследования: девиантные подростки.

Предмет исследования: восприятие детско-родительских отношений девиантыми подростками.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Раскрыть содержание понятий «девиантые подростки», «детско-родительские отношения».

3.Провести диагностику восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками.

4.Определить динамику восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 17 г. Орска.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.

Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.

В первой главе «Теоретические основы восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками»  рассмотрено определение понятия «девиантное поведение»; раскрыты особенности девиантного поведения в подростковом возрасте и детско-родительские отношения девиантных подростков.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению динамики восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками» представлена программа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению динамики восприятия детско-родительских отношений девиантными подростками. Разработана программа коррекции детско-родительских отношений.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

        Список литературы  насчитывает      наименований


Возврат в  Заказать эту работу