pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности использования дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………….9

1.1             Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………………………………………..9

1.2             Классификация дидактических игр …………………………………….12

1.3             Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста ……………………………...14

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ…………………………………………………27

2.1 Диагностика знаний по математики учеников 1 класса………………….27

2.2 Методика использования дидактических игр на уроках математики в 1 классе при изучении темы «Нумерация чисел»………………………………30

2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………45

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Актуальность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

   Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

   Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

   Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в  невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

   Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

 В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

   “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская [12].

   Там же она указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

   Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания.

   В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

   В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Особенности использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста».

Проблема исследования: каковы особенности использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»

2. Изучить особенности использования дидактической игры в учебном процессе начальной школы на основе изучения психолого–педагогической литературы и периодической печати.

З. Выявить на основе опытно–экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения младших школьников.

 

Гипотеза исследования: использование дидактических игр на уроках математики в первом классе при изучении темы «Нумерация чисел» помогает эффективному усвоению материала.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов, педагогический эксперимент.

Структура и содержание курсовой работы определены логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, литературу.

Во введении определяется актуальность избранной темы исследования; объектно–предметная область исследования, гипотеза, задачи, осуществлён выбор методов исследования.

В первой главе «Теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников» раскрывается понятие «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»; роль дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста; классификация дидактических игр; формы и методы использования дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в 1 классе» представлен ход и результаты экспериментальной работы.

В заключении представлены результаты исследования и основные выводы.


Возврат в  Заказать эту работу