pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Психологический анализ взаимоотношений братьев и сестер


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА …………………………………6

1.1   Концепция о сиблинговой позиции…………………………………………6

1.2   Взаимоотношения между старшими и младшими детьми…………………9

1.3   Особенности возрастной и половой градации……………………………..24

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………………….33

2.1 Диагностика взаимоотношений братьев и сестер…………………………33

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Его любят на несколько лет дольше. Один на один, трепетно и нежно. Именно рождение первенца делает взрослых мамами и папами. Сила первой любви к "наследнику" на время затмевает другие чувства и мысли, весь мир. Но почему-то когда ребенок был единственным, не так заметны промахи в его воспитании. Как внимательно прислушивались к советам других, как бережно копили личный опыт для "следующего раза"! Воспитание старшего - это всегда плод ошибок трудных, трудный выбор, практический опыт… и отчасти "первый блин".

Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда рождается следующий" - поговаривают в народе. Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на "вторжение" на свою территорию. Его самая известная роль - страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и "взвешивая" порции ласки.

Но время бежит быстро, и вчерашние "соперники" будут дружно выставлять вас за дверь, чтобы вы не мешали их играм.

Мама, родившая второго ребенка, безотчетно "записывает" старшего во Взрослые. И начинает, сама того не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает все мамины надежды хоть немного "облегчить" себе жизнь. Мама может не избежать и еще одной психологической "ловушки" - противопоставить "хорошего" маленького "плохому" старшему. Свойство человеческой психики делить мир на черное - белое. Однако "плохое - хорошее" играет в данном случае против самих родителей.

Взаимоотношения детей всегда имели важную роль при формировании общей атмосферы в семье. Возраст, пол, временной разрыв – все это имеет значение для определения социальных ролей сестер и братьев, но будут ли они заботливыми по отношению друг к другу или останутся непримиримыми врагами, зависит прежде всего от родителей, от степени их участия в воспитании.

В связи с актуальностью нами определена тема исследования:                 «Психологический  анализ взаимоотношений братьев и сестер подросткового возраста».

Проблема исследования: каковы особенности психологического анализа взаимоотношений братьев и сестер подросткового возраста?

Цель исследования заключается в решении данной проблемы.

Объект исследования – основа взаимоотношений старших и младших детей в семье.

Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений старших и младших детей в семье.

Цель работы: выявить особенности взаимоотношений старшего и младшего ребенка в семье.

Задачи исследования:

  • Выявить особенности воспитания и развития нескольких детей в семье;
  • Проанализировать взаимоотношения между старшими и младшими детьми;
  • Рассмотреть проблему соперничества между детьми;
  • Выявить значимость влияния пола и возраста на взаимоотношения между детьми;
  • Проанализировать методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье;
  • Дать анализ проблеме изучения детских взаимоотношений;
  • Исследовать феномен детской ревности.

Первые экспериментальные исследования в области детских взаимоотношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.      Гипотеза исследования. В семье позитивные взаимоотношения между детьми устанавливаются при условии:

  1. позиция родителей основана на гуманности и любви ко всем детям в семье.
  2. установление взаимного контакта основанного на той или иной социальной роли, занимаемой ребенком.

Возврат в  Заказать эту работу