pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Девиатное поведение подростков как способ самоутверждения


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СПОСОБА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ…………………6

1.1    Определение понятия «девиантное поведение подростков»…………….6

1.2    Самоутверждение подростков…………………………………………….14

1.3     Типичные формы  девиатного поведения подростков………………….22

ГЛАВА 2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СПОСОБА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ……………………………………………………….30

2.1 Обоснование методов изучения социально-психологических особенностей подростков, вызывающих девиантное поведение……………30
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения, социально-психологических причин, вызывающих девиантное поведение…………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Современный подросток живет в мире, сложном по свое­му со­держанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преоб­разований, предъ­являющих к растущим людям новые требо­вания. Во-вторых, с на­сыщенным характером информации, которая создает массу «шу­мов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризи­сами, поразившими наше общество, что вы­зывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутст­вии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поко­ления оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обста­новка, сложившаяся в на­стоящее время в нашем обществе, обуслов­ливает рост различ­ных отклонений в личностном развитии и пове­дении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрес­сирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрес­сив­ность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже пе­ре­хода ребенка из детства во взрослое состояние – в подрост­ковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страда­ют от нестабильности социальной, экономической и мораль­ной обста­новки в стране, потеряв сегодня необходимую ори­ентацию в ценно­стях и идеалах, – старые разрушены, но­вые – не созданы. Таким об­разом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем про­блема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-прак­тический интерес психологов, поэтому несо­мненно, что для решения проблем подростков и оказания им психо­логической помощи необходимо знать их психологические особен­ности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных пе­риодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но воз­никают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Многоплановое психологическое исследование этой про­блемы в отечественной психологии, по существу, только на­чинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков при­влекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

Поэтому в связи с актуальностью темы выбрана цель работы: рассмотреть девиантное поведение подростков как способ самоутверждения.

В соответствии с целью работы намечены следующие задачи:

1.Изучить психологическую, педагогическую, медицинскую литературу по данной проблеме.

2.Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;

        3.Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.

        4.Определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.

         5.Провести экспериментальную работу по изучению социально-психологических причин девиантного поведения.

         Объектом исследования являются девиантное поведение подростков.

         Предметом исследовательской работы является социально-психологические причины девиантного поведения подростков.

Методы,  использованные в этом исследовании: изучение разнообразной литературы по данной проблеме, наблюдение, тестирование, беседа, диагностические методики исследования.

База исследования СОШ № 17.


Возврат в  Заказать эту работу