pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам


Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Научно – теоретические основы проблемы развития связной речи…...8

1.1.         Лингвистические и психофизиологические основы изучения методики обучения дошкольникам монологам – повествования с использованием серий сюжетных картин…………………………………………………………………….8

1.2.         Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………...10

1.3.         Трудности усвоения детьми связной речи…………………………………13

1.4.         Анализ психологической и педагогической литературы по вопросам развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..16

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития связной речи у детей в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин……….21

2.1. Модель опытно-экспериментальной работы………………………………...21

2.2. Выявление уровня умений детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы по наборам картин, объединенных одним сюжетом……..24

2.3. Разработка наиболее эффективной системы использования сюжетных картин……………………………………………………………………………….37

2.4. Основные результаты педагогического эксперимента……………………...52

Заключение………………………………………………………………………...55

Список литературы……………………………………………………………….56

Приложение………………………………..………………………………………57

 
Введение

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений. Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.

Основываясь на многолетнем опыте работы с детьми дошкольного и старшего возраста, руководствуясь изданной «Программой воспитания», детский сад организует свою деятельность с учетом особенности развития речи детей. Была составлена система занятий по словарной работе и развитию связной устной речи старших дошкольников на весь учебный год. Созданы конспекты занятий со словесными диалектическими играми, направленными на активизацию словаря и на ознакомление детей с детской художественной литературой. В методике занятий предусматривались ежедневные наблюдения по ознакомлению детей с природой и культурой. Оказана практическая помощь воспитателям дошкольного учреждения в подборе дидактического материала и детской художественной литературы, в определении объема и содержания занятий, умении навыках развития родной речи ребенка. Экспериментальные занятия были включены в педагогический процесс логопедической группы, что содействовало укреплению связей эксперимента с практикой. Воспитатели принимали активное участие в подготовке и проведении занятий, подготавливали учебно-наглядные пособия, картины, лото, альбомы и т. д. На доступном материале они знакомили детей с природой, на ярких образах детской художественной литературы и устного народного творчества воспитывали любовь к русской культуре. Детские рассказы систематически анализировались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей умственного развития дошкольников. Обучение проводилось в игровой ситуации, так как игра наиболее доступна и близка дошкольнику. За основу были взяты специально составленные словесные диалектические игры: «Наоборот», «Найди и назови», «Найди и расскажи» «Времена года», «Отгадай по описанию», «Когда это бывает», «Кто где работает», «Путешествие в сказочный лес», «Путешествие по родному городу». Весь процесс обучения был разделен на несколько этапов. На первом этапе детей знакомили с отдельными словами русского языка, обозначающими предметы, их признаки: величину, цвет, форму. На конкретном наглядном дидактическом материале (предметы, картинки, игрушки) дети упражнялись в назывании предметов, определении их признаков, качеств, свойств. Дети обследовали предметы, знакомились с содержанием картин, анализировали отдельные действия, события, упражнялись в правильном произношении и понимании слов. На втором этапе детей обучали умению грамматически правильно отвечать на вопросы педагога, строить предложения в краткой и полном форме. Лучшее усвоение программного материала на занятиях по активизации речи достигалось тем, что каждому ребенку предлагалась предметные или сюжетные картинки на определенную тему, соответственно целям занятия. Например, при ознакомлении детей с темой «Природа родного края» пользовались картинками: дикие животные и птицы, растительный мир, на занятиях по ознакомлению с общественной жизнью, трудом и культурой русского народа применялись картины и фотографии, рассказывающие о жизни и труде родителей. По содержанию этих картин дети составляли небольшие рассказы, придумывали простые и сложные предложения. На третьем этапе детей учили умению переходить от ситуативной к конкретной или связной речи. В целях определения уровня знаний, активизации словаря, понимания употребляемых слов и развития грамматически правильной связной устной речи в конце каждого из этих этапов поводились итоги. Использование наглядно-действенного метода, приемов сравнений и обобщения предметов по названию, по их свойствам и признакам, игровая ситуация, применение наглядности, опора на личный опыт детей — все это изначально оживляло их речевую активность, повышало их эмоциональное воспитание, побуждало рассказать, что им известно о предмете. Из всего сказанного вытекает, что при правильной организации работы по развитию речи у детей интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей, воспитывается умение придумать нужное слово, предложение рассказ. У таких детей устная связная речь достаточно логична, стройна, интересна по своему содержанию, их рассказы творчески разнообразны, один рассказ не похож на другой. Многие особенности формирования связной речи изучаются исследователями.

Наиболее сложно у детей дошкольного возраста формируются монологические высказывания описательного и повествовательного типов. Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучать детей речевым умениям необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, вычленить главную тему и соблюдать структуру в повествовании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. Игры «Составь по описанию», «Расскажи сказку», пособие «Учимся рассказывать» могут использоваться для обучения и закрепления навыков монологической речи в старшей группе. Связная речь представляет собой логически последовательное, грамматически правильно и образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога и монолога. Монолог как форма речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Монолог зарождается и совершенствуется в недрах диалога, остающегося в дошкольном возрасте ведущей формой речи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.И. Леушина, А.А. Леонтьев, В.В. Ветрова, О.Е. Смирнова и др.). Становление монологической речи происходит за рамками дошкольного возраста. Основоположники обучения детей родному языку К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева в своих работах обозначили роль монологической речи в развитии ребенка и ее неразрывную связь с диалогической речью.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам».

   Проблема исследования: каковы  методы развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам
            Цель исследования: определение особенностей развития связной речи.

Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам.

         Предмет исследования:  воспитание устойчивых качеств личности младшего школьника.

   В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятий: «речь», «связная речь».
  3. Определить особенности развития связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам.
  4. Разработка и апробирование коррекционной методики.

Гипотеза исследования:  если учитывать особенности развития связной речи, то процесс развития старших дошкольников будет протекать более успешно.

Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.      

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

   Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Научно – теоретические основы проблемы развития связной речи» анализируются понятия «речь», «связная речь», «монологическая речь»; содержится общая характеристика трудностей развития речи.

         Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития связной речи у детей в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 59 страниц машинописного текста. Список литературы  включает 9 наименований. Приложение состоит из 3 рисунков. 


Возврат в  Заказать эту работу