pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Обучение правильному произношению детей дошкольного возраста


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Научно – теоретические аспекты проблемы обучения правильному произношению……………………………………………………………………….7

1.1     Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте……………….7

1.2      Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей …………………………………………………………………………………..13

1.3     Анализ педагогической литературы по проблеме исследования…………..17

Глава 2. Содержание и методика опытной работы по обучению детей                    произношению……………………………………………………………….……..23

2.1   Модель опытно-экспериментальной работы………………….…………….23

2.2 Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей дошкольного          возраста (констатирующий эксперимент)……………………….………………..24

2.3 Содержание и методика работы по обучению детей правильному произношению звуков……………………………………………..……………….41

2.4 Результаты экспериментального обучения……………………….…………..42

Заключение...............................................................................................................43

Литература………………………………………………………..………………..46


Введение

Актуальность исследования. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звупроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х  классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.

Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие).

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом “при помощи искусного, психологически – обоснованного расположения рядов звуков и  хорошо разработанных приемов”. Способность к членораздельным звукам К. Д. Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык.

Вторым фактором “Человек, выросший в одиночку остается немым, как зверь”, который может выражать определенными звуками только чувство боли, голода.

Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать.

Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А.. Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. М. Е. Хватцев подчеркивал, что согласные звуки дифференцируются постоянно через переходные звуки (с→ш через с-сь-ш).

Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие.

            В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Обучение правильному произношению детей дошкольного возраста».
            Проблема исследования: каковы способы развития правильного произношения детей дошкольного возраста.
            Цель исследования: определение рациональных средств развития правильного произношения.

Объект исследования: процесс развития звукопроизношения у дошкольников.

Предмет исследования:  малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения.
            В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить уровни сформированности  звукопроизношения детей.
  3. Разработать систему психолого-педагогических условий по развитию фонематической стороны речи, с использованием малых фольклорных жанров.

Гипотеза исследования: если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношение детей средней группы активно использовать малые фольклорные жанры, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

Исследовательской базой среднее группа детского сада № 12 г. Орска.

Обоснование выбора литературных источников: Ушинский К.Д., Флерина, Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В.П. Аникин, Л. С. Выготский, Л. М. Леонтьев, А. В. Запорожцев, Д. Б. Эльконен.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Научно – теоретические аспекты проблемы обучения правильному произношению» раскрыты анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте, обосновываются лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей.

Во второй главе «Содержание и методика опытной работы по обучению детей произношению» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 48 страниц машинописного текста. Список литературы  включает 38 наименований

На защиту выносятся следующие положения:

-Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости.

- В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

- Разработанная нами методика является эффективной в развитию фонематической стороны речи.


Возврат в  Заказать эту работу