pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности развития памяти в подростковом возрасте


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ…….….…7

1.1.          Память и её определения…………………………………………………..…7

1.2.          Основные характеристики памяти…………………………...………………7

1.3.          Классификация памяти……………………………………….………………9

1.4.          Основные процессы памяти…………………………………...……………14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ………………………...20

2.1. Оценка уровня сформированности памяти подростка……………………...20

2.2. Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков…………………………………………………………………………..21

2.3. Результаты эксперимента……………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...25

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим «я не могу вспомнить имен или же мест, где я бывал, или вещей, которые я делал», мы должны себя спросить, старались ли мы вспомнить все это на самом деле. Вполне возможно, что у нас не было настоящей потребности в этом или же ради достижения цели мы не приложили должных усилий. Мы бессознательно сортируем поступающую информацию: важное оставляем для хранения в памяти, остальное отбрасываем. Чаще всего это происходит автоматически, и мы ничего намеренно не делаем, чтобы сохранить какой-то след в памяти. Как это ни удивительно, в большинстве случаев наша память и без участия сознания хорошо делает свое дело. Проблемы возникают, когда полезная информация не запоминается, отчего в повседневной жизни мы подчас терпим большие неудобства.

Если у ребёнка интеллект—это функция памяти, то у подростка память—функция интеллекта. Так же как примитивное мышление ребёнка опирается на память, память подростка опирается на мышление; как у ребёнка за видимой словесной формой понятия скрывается конкретно-образное и практически-действенное содержание, так у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия. Интеллектуализация памяти, т.е. постепенное сближение памяти и интеллекта лежит в основе развития памяти в этом возрасте. Понятно, какой прогресс в памяти, какой подъём на высшую ступень достигается при этом. Можно сказать, что подросток, переходящий к запоминанию в понятиях, несомненно, свидетельствовали бы о выдающейся, феноменальной памяти. Но рост логической памяти происходит не только количественной, не только со стороны содержания — память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания.

Чтобы улучшить память, учителю истории необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны  приемы снабжения образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.

Итак, от учителя истории зависит, обретет ли подросток определенный контроль над памятью.

Почему же память нужно развивать учителю истории? Все очень просто: именно на уроках истории подростку нужно запомнить большое количество дат, имен, населенных пунктов и т. д.  При  этом лучше всего развивать образную, эмоциональную, словесно - логическую и особенно произвольную и долговременную память. Этим объясняется актуальность выбранной нами темы.

         В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Особенности развития памяти в подростковом возрасте».

         Проблема исследования: каковы особенности развития памяти подростков.

Объект исследования: запоминание подростком учебного материала по истории.

         Предмет исследования: особенности памяти подростковом возрасте.

         Цель исследования: развитие памяти подростков.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия «память».
  3. Определить возможность методик  по развитию памяти.
  4. Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на развитие памяти.

         Гипотеза исследования: применяемые методики, являются эффективными при развитии памяти в подростковом возрасте на уроках истории.

Методы исследования:

  • Анкетирования
  • Тестирование

Опытно – экспериментальная база исследования – учащиеся 10 «Б» класса гимназии №2 г. Орска.

         Методологическая основа исследования П.П.Блонский, А.А. Смирнова, П. Радоссавлевич, Рогов и др.

         Научная новизна исследования заключается в том, что определенны некоторые особенности развития памяти подростков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что можно учитывать и применять разработанные методики при обучении детей в школе при выявлении особенностей памяти.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Общая характеристика памяти подростков», рассматривается понятие «память», раскрыты виды памяти.

Во второй главе «Особенности памяти подростка» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируется и обосновываются особенности развития памяти подростка.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 29 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы  включает 24 наименования.

Приложение содержит диаграммы, а также 5 таблиц.

На защиту выносятся следующие положения:

ü     Поднимаемый вопрос является до конца не изученным.

ü     Разработанные методики являются эффективными при решении задачи развития памяти подростков.


Возврат в  Заказать эту работу