pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Психологические основы педагогического изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ……………………………………………………….…………..7

1.1. Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста………………………………………………………………………………7

1.1.1. Речевое развитие ребёнка на втором году жизни………………………….10

1.1.2. Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни………………………...12

1.1.3.Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни………………………13

1.1.4. Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни…………………………...15

1.2. Основные виды речевых нарушений…………………………………………17

1.2.1. Дислалия ……………………………………………………………………..17

1.2.2. Нарушения голоса…………………………………………………………...19

1.2.3. Ринолалия…………………………………………………………………….19

1.2.4. Дизартрия…………………………………………………………………….20

1.2.5. Заикание……………………………………………………………………...22

1.2.6. Алалия………………………………………………………………………..23

1.2.7. Анафазия……………………………………………………………………..24

1.2.8. Нарушение развития речи…………………………………………………..26

1.2.9. Нарушения письма и чтения……………………………………….……….36

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ…………………………….….33

2.1.Методика обследования речи…………………………………………………………………33

2.2. Совершенствование словесно-логического мышления………………….….41
2.3. Развитие  у детей внимания и памяти……………………………………..….43
2.4. Результаты контрольного эксперимента……………………………….…….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………47

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….………..48

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….……..…..50

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием познавательной деятельности.

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты и развитие познавательной деятельности. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

            В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Психологические основы педагогического изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями».
            Проблема исследования: каковы способы изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.
            Цель исследования: определение особенностей изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями
            Объект исследования: процесс коррекции речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.
            Предмет исследования:  методики изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.
            В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятий: «дислалия», «нарушение голоса», «ринолалия», «дизартрия», «заикание», «анафазия», «алалия», «нарушения письма и чтения»
  3. Определить особенности  методики изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями

 

Гипотеза исследования: если использовать предложенные нами методики, то процесс развития речи и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями будет протекать более успешно. 

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование,  педагогический эксперимент.

Исследовательской базой детский сад  г. Орска  

Обоснование выбора литературных источников: в исследовании данной темы мы опирались на идеи и теории проблемы Волкова Г.А., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Лалаева Л.В., Мастюкова Е.М., Садовникова И.Н., Филичева Т.Б., Худенко Е.Д., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н., Ястребова А.В.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

   Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты изучения речи и познавательной деятельности детей  с речевыми нарушениями», раскрыты понятия: «дислалия», «нарушение голоса», «ринолалия», «дизартрия», «заикание», «анафазия», «алалия», «нарушения письма и чтения», определить особенности  методики изучения речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

         Во второй главе «Экспериментальное изучение речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируются и обосновываются особенности методов стимулирования поведения и деятельности младших школьников в современных условиях.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 52 страницу машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы  включает 23 наименований.

Приложение содержит 2 таблицы.

На защиту выносятся следующие положения:

ü     Поднимаемый вопрос является до конца не изученным.

ü     Разработанные методики являются эффективными при развитии речи и познавательной деятельности детей с нарушением речи.


Возврат в  Заказать эту работу