pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Использование творческих заданий на уроках математики


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.  Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе учения………………………..…7

1.1 Познавательный интерес как фактор активности и самостоятельности учения школьника……………………………………………………………...…7

1.2 Особенности формирования познавательного интереса в учебном процессе начальной школы………………………………………………………9

1.3 Применение творческих заданий для активации познавательного процесса на уроках математики…………………………………………………………...19

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активации познавательного интереса на уроках математики с использованием творческих заданий…….26

2.1 Содержание и описание опытно-экспериментальной работы……………26

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………...46

Заключение…………………………………………………………………….…49

Литература …………………………..…………………………………………..51

Приложение………………………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

         В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия,  наконец,  использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании  которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

          Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

         Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

         Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

         Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

         Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

         Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности, поэтому проблема формирования познавательного интереса актуальна в начальной школе.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

         Накопление знаний, их совершенствование и прочное усвоение – важнейший этап обучения, целью которого является усвоением ребенком за небольшой срок основ тех знаний, которые были приобретены человечеством за тысячелетия. Полученные знания должны быть глубокими и прочными.

         И именно процесс закрепления учебного материала влияет на качество знаний школьников.

         В соответствии с актуальностью, нами определена тема исследования:  «Творческие задания как способ активации познавательного интереса младших школьников на уроке.

         Объект исследования: процесс активации познавательного интереса.

          Предмет исследования: творческие задания как средство  формирования познавательных интересов младших школьников.

         Цель данного исследования –определить особенности использования творческих заданий на уроке для активизации познавательного интереса младших школьников.

         В соответствии с объектом, предметом и целью и гипотезой исследования, нами были сформулированы следующие  задачи:

1. Раскрыть сущность понятия познавательный интерес;

2. Определить особенности формирования познавательного интереса в учебном процессе;

3. Рассмотреть особенности применения творческих заданий в формировании познавательного интереса;

4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования творческих заданий на уроке математике для активации познавательного интереса младших школьников.

         Гипотеза: формирование познавательного интереса на уроках математики в младших классах достигается через использование творческих заданий, направленных:

- на развитие самостоятельности, творчества, оригинальности мышления;

- на приобретение умения пользоваться полученными знаниями;

- на интеграцию знаний и так далее.

         Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, Психолого-педагогический эксперимент.

         Исследование состоит из трех этапов, каждый из которых преследует определенные цели:

I этап – изучение и анализ литературы, разработка концепции и методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта;

II этап – проведение опытно-экспериментальной работы;

III этап – анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования, формулировка практических рекомендаций.

         Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов. 


Возврат в  Заказать эту работу