pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Роль новых информационных технологий в задачах обеспечения национальной безопасности Россиии


Содержание

 

Введение                                                                                                           3

1. Построение «новой» экономики при помощи новых информационных технологий – ключевое направление национальной экономической безопасности России                                                                                             7

2. Финансовая безопасность и проблема вывоза капитала из России        10

3. Контроль за деятельностью монополий и защита конкуренции средствами новых информационных технологий                                                              12

4. Совершенствование систем государственного и корпоративного управления                                                                                                        14

5. Обеспечение прозрачности бюджетных расходов средствами новых информационных технологий                                                                          16

6. Предупреждение и предотвращение преступности при помощи новых информационных технологий                                                                        18

Заключение                                                                                                     19

Список использованной литературы                                                             21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая политика России последнего деся­тилетия XX века была сосредоточена в основном на воп­росах внедрения рыночных механизмов функциониро­вания хозяйствующих субъектов, определения допусти­мых пределов государственного вмешательства в эконо­мику, формирования частной собственности и методов ее защиты. Проблемы национальной экономической бе­зопасности при определении стратегии и тактики эконо­мического развития до некоторых пор оставались на вто­ром плане. Вместе с тем, вопросы продовольственной, энергетической, экологической, информационной безо­пасности и некоторых других направлений разработки проблем национальной безопасности нашли отражение в аналитических исследованиях, а в ряде случаев получи­ли законодательное закрепление. Основные принципы и положения экономической безопасности как части официальной Концепции наци­ональной безопасности Российской Федерации сложились к середине 90-х годов, в период системного кризиса в стра­не, охватившего экономику, финансы и управление. В это время кризисное состояние экономики и системы госу­дарственного управления усугублялось слабостью инсти­тутов гражданского общества, которые находились в са­мом начале своего развития.

Концепция национальной безопасности Российс­кой Федерации [ 1 ] - это и ответ на трансформационный вызов 90-х годов и, в некотором смысле, определение исторических перспектив российской государственности с безусловной опорой на национальные интересы, и, преж­де всего, на восстановление позиций страны как великой мировой державы с современной конкурентоспособной экономикой. Положения концепции продолжают играть значительную позитивную роль в политико-правовой инфраструктуре российского государства. Однако с кон­ца 90-х годов контекст внутри- и внешнеполитического, экономического и социального развития страны начи­нает меняться. Россия вступает в фазу, получившую на­звание «второго поколения экономических реформ», на которой явным образом обозначились признаки выхо­да из затяжного системного кризиса. Появление этих при­знаков тесно связано с проведением системной реформы государственного управления, включающей реформы исполнительной, законодательной и судебной ветвей вла­сти (административные, военные, судебные реформы, ре­формы правоохранительных органов).

В настоящее время идет обновление концептуаль­ной и законодательной базы обеспечения экономичес­кой безопасности [3].

Россия на рубеже тысячелетий вынуждена одно­временно отвечать на стратегические вызовы человече­ству и на тактические вызовы, которые угрожают соб­ственно российскому государству.

К стратегическим вызовам человечеству относят­ся: глобализация; экономика, управляемая знанием (knowledge-driven economy); увеличение разрыва между «богатыми» и «бедными» странами; терроризм. Такти­ческие вызовы непосредственно для российского государ­ства включают: сокращение ВВП; потеря статуса вели­кой державы; разочарование в результатах перестройки, ошибки и неудачи экономических реформ; рост преступ­ности; обнищание широких слоев населения [2].

В связи с наличием угроз и вызовов анализ вопросов национальной экономической безопасности, определение перспектив развития государственной политики в данной области получили отражение в работах российских авто­ров (Л.И. Абалкина, В.К. Сенчагова, С.В. Степашина, А.А. Прохожева и других), а также в трудах зарубежных эконо­мистов и финансистов. Целевой вектор развития любого, в том числе и об­щественного организма, задавая ряд приоритетов и необ- ходимых для достижения показателей, уже сам собой отсе­кает неперспективные, «нецелевые» направления развития, указывая на некоторые пределы национальных экономи­ческих интересов, ниже которых выражающие их макро­экономические показатели опускаться не должны. Таким образом, для каждого этапа экономического развития по­ по­казатели уровня национальной экономической безопасно­сти есть инверсное отражение приоритетов и целевых ори­ентиров социально-экономического развития.

Экономическое развитие России в период 1999-2004 гг. отмечено началом выхода из затяжного систем­ного кризиса 90-х годов. В последнее пятилетие наметил­ся устойчивый экономический рост. Произошло опре­деленное оживление деловой и инвестиционной активно­сти: объем промышленного производства ежегодно рас­тет, в 2003 г. этот рост составил 7,0% по сравнению с пре­дыдущим годом, объемы инвестиций в основной капи­тал в 2000-2003 гг. имели годовые темпы роста 117,4 %; 110,0 %; 102,6 % и 112,5 % соответственно. Темпы роста объемов инвестиций в основной капитал ежегодно опе­режают (кроме 2002 г.) темпы роста валового внутрен­него продукта и промышленного производства. Проис­ходит устойчивое снижение инфляции: ее уровень соста­вил в 2003 г. в среднем 1% в месяц. Стабилизировался государственный бюджет - дефицит сменился на профи­цит, улучшился сбор налогов, успешно проводится нало­говая реформа. Определенные позитивные сдвиги про­исходят в кредитно-финансовой сфере. Стабилизирова­лись показатели динамики валютного курса и положе­ние национальной валюты. Снижается государственный долг, успешно осуществляется его обслуживание. В пос­леднее время наметились положительные тенденции в области оттока капитала: легальные капиталы начали ак­тивно инвестироваться внутри страны.

Так, по данным Минэкономразвития России [См. «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию». Подготовлена Министерством экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации сучастиемМинистерстваиностр анных дел Российской Федерации и Министерства природных ре­сурсов Российской Федерации во взаимодействии с группой независимых экспертов. Рекомендована Национальным подготовительным комитетом для представления на Все­мирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Опубликована на официальном Вэб-сайте Минэ­кономразвития России], положительная динамика в эко­номике не могла не сказаться на улучшении состояния эко­номической безопасности России (табл. 1).

Вместе с тем, все еще сохраняются серьезные угро­зы экономической безопасности страны.

Преобладающая доля экономического роста связа­на с экспортоориентированными сырьевыми отраслями, сильно зависящими от мировой конъюнктуры.

Экономический рост в значительной мере зависит от нефтяных цен. Определен даже их пороговый уровень, за пределами которого начинается экономический спад -он, по расчетам фонда «Бюро экономического анализа», составляет$ 13 за баррель нефти Urals или $ 15за баррель нефти Brent. Снижение цены нефти на $ 1 чревато потеря­ми $ 0,85 млрд. бюджетных денег; $ 1,6 млрд. - в целом по экономике; $ 0,75 млрд. составляют потери предприятий.

Исчерпаны возможности экономического роста за счет импортозамещения, что было связано с эффектом девальвации рубля в 1998 г.

Слабо развита инвестиционная база роста. Сегодня более 50% инвестиций в основной капитал приходятся на топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт и обслуживающие их отрасли, что также делает их слиш­ком зависимыми от мировой конъюнктуры и нефтяных цен. На инвестиционной активности заметно негативно сказывается отток капитала за рубеж, который и в перс­пективе будет составлять значительную величину.

Таким образом, цель работы – рассмотреть роль новых технологий в задачах обеспечения национальной безопасности России. 


Возврат в  Заказать эту работу