pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Задание дисциплине «Базы данных»


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«БД и СУБД»
преподаватель – Молостова О.В.

(ОГУ)

 

Целью выполнения  индивидуального задания  по дисциплине является приобретение  навыков  разработки  БД для решения практических задач в области обработки данных с использованием Microsoft Access, а также закрепление и расширение знаний, полученных при изучении теоретического материала. При выполнении индивидуального задания студент должен показать умение обоснованно и последовательно изложить материал разрабатываемой темы.

Индивидуальное задание  выполняется по актуальным вопросам систем обработки данных согласно индивидуального или комплексного задания и оформляется в виде пояснительной записки и программную реализацию с использованием Microsoft Access.  Основой для успешного выполнения индивидуального задания является глубокое изучение научно-технической литературы.

 

Содержание и объем индивидуального задания

 

Индивидуальное задание содержит пояснительную записку  и разработанную базу данных. Пояснительная  записка в объеме 15-20 страниц должна содержать в указанной последовательности следующие основные разделы:

  • титульный лист;
  • бланк задания;
  • содержание (оглавление) с указанием страниц;
  • введение;
  • разделы и подразделы основной части;
  • схему информационной (инфологической) модели предметной области;
  • схему даталогической модели базы данных (ER-диаграмму);
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения  на диске (БД в Microsoft Access).

 

Содержание разделов пояснительной записки

Титульный лист должен соответствовать установленному образцу.

Задание на индивидуальное задание является исходным документом для разработки проекта и должно быть выполнено по установленной форме. Задание выдается преподавателем, согласуется со студентом, выполняющим проект. Задание должно быть выполнено к концу итоговому модульному контролю.

Содержание включает наименование всех разделов индивидуального задания, а также подразделов и пунктов, если они имеют  наименование. Для каждого раздела, подраздела и  пункта  указывается номер страницы.

Введение содержит постановку задачи, анализ цели разработки базы данных.  Во введении дается краткий анализ возможных методов решения поставленной задачи,  а также анализируются ограничения и требования к программе.

Основная часть состоит из разделов,  в которых рассматривается существо проблемы. Приводится описание предметной области.  Анализируются информационные взаимосвязи предметной области.  Дается аналитический обзор возможностей построения  программы базы  данных.  Приводится  обоснование модели базы данных и СУБД для разработки программы. 

Заключение  должно  содержать  качественную  оценку разработанной программы, а также ее соответствия заданию индивидуального задания. В этом разделе приводятся ограничения  на использование программы: требования к операционной системе и  аппаратуре ПЭВМ.

Список  использованной  литературы содержит перечень источников, использованных при выполнении  индивидуального задания. Указываются только те источники, на которые  имеются ссылки в тексте пояснительной записки.

Приложение содержит файл базы данных.

 

Содержание разделов основной части пояснительной записки

 

Основная часть  пояснительной  записки  к индивидуальному заданию должна содержать следующие разделы:

  • анализ предметной области (ПО)
  • описание документооборота в ПО
  • анализ информационные потребности пользователей
  • описание основных объектов ПО
  • разработка  концептуальной  (инфологической) модели ПО
  • нормализация  базы  данных.
  • выбор и обоснование СУБД для реализации базы данных.
  • разработка даталогической модели базы данных

 

 

Анализ предметной области выполняется в следующем порядке: название предприятия, цель деятельности предприятия, структура предприятия, информационные потребностей пользователей. В этом  разделе  приводится описание ПО. Здесь следует привести описание структуры ПО, основных решаемых задач. Дать словесное описание процесса функционирования ПО,  проанализировать основные хозяйственные операции, которые совершаются в ПО. Здесь приводится анализ структуры предприятия, перечисляются задачи, решаемые отдельными подразделениями.

Описание документооборота в ПО.  Здесь необходимо привести описание документов, которыми подтверждается факт совершения хозяйственной операции.  Для  каждого  документа нужно привести рисунок,  на котором указать структуру (основные графы) документа.  Для  каждой  графы необходимо  указать  источник ее заполнения.  После описания всех документов следует привести описание информационных  взаимосвязей между  документами на уровне взаимосвязей между графами отдельных документов.  Следует также проанализировать источники и основания для заполнения каждого документа.  Привести анализ документов, которые используются при ручном решении проблемы. Для каждого документа нужно привести его название и структуру. Выяснить взаимосвязи между документами.  Документы считаются связанными,  если одна  или несколько граф одного документа заполняются на основе содержимого другого документа. Необходимо также привести классификацию документов.  Документы делятся на первичные и порожденные.  Первичные документы обычно подтверждают факт выполнения какой-либо  хозяйственной  операции.  Порожденные  документы формируются на основе первичных и могут например содержать итоговые данные за  какой-то период времени.

Информационные потребности пользователей. В этом подразделе приводится классификация  информационных  запросов.  Для  каждого запроса нужно указать:  как часто он выполняется, какие документы используются. Запросы  следует  разделить на регламентированные и непредусмотренные. В данном разделе также следует описать основные классы пользователей разрабатываемой базы данных и проанализировать их информационные потребности.

Описание основных объектов ПО.  Здесь следует привести описание основных объектов ПО.  Отбор объектов производится на основе анализа информационных потребностей. Необходимо привести таблицы описания объектов.

Здесь же приводится отбор атрибутов для каждого объекта. Отбираются только те атрибуты объектов, которые необходимы для формирования  ответов на регламентированные и непредусмотренные запросы. Для каждого объекта следует привести таблицы его атрибутов.

На основе  анализа  информационных запросов следует выявить связи между объектами. Для выявленных связей также нужно заполнить таблицу.

Разработка инфологической модели ПО. В этом разделе нужно привести формализованное описанное ПО.  В инфологическую  модель следует включить только те объекты и связи в ПО, которые необходимы для удовлетворения информационных потребностей пользователей. В заключении данного раздела необходимо привести описание схемы базы данных и подсхем различных классов пользователей. Инфологическую модель рекомендуется разрабатывать на основе методики, приведенной в лекции.

Нормализация  базы  данных. Здесь следует привести анализ схем отношений с точки зрения соответствия структуры БД нормальной форме Бойса-Кодда. Если БД не соответствует нормальной форме, следует обосновать это несоответствие.

Выбор и обоснование СУБД для реализации базы данных. В этом разделе следует привести сравнительную характеристику распространенных СУБД и обосновать выбор конкретной СУБД для реализации программного обеспечения.

Разработка даталогической модели базы данных.  Для  каждого объекта  ПО приводится схема отношения с указанием всех его атрибутов и  их  характеристик  (тип,  длина,  наименование, подробная часть, ограничения на значение),  описание первичного ключа, внешних ключей, а также прочих индексов и ключей.

Анализ  ограничений  целостности  в БД и разработка методов их поддержания. Здесь следует привести классификацию ограничений целостности, предъявляемых к объектам ПО, их атрибутам и связям между объектами. Необходимо привести ограничения на диапазоны значений атрибутов, ограничения на соотношение значений атрибутов одного или различных отношений, структурные ограничения. В этом разделе следует обосновать введение каждого справочника в базу данных.

 

 

 

 

Требования к оформлению индивидуального задания

 

В пояснительной записке  отражаются этапы работы и результаты, полученные при выполнении индивидуального задания. Изложение  должно  быть  кратким и четким.

Весь текст пояснительной записки делят  на  разделы.  Каждый раздел следует начинать с новой страницы. Разделы в пределах всей пояснительной записки, а также подразделы и пункты имеют порядковые номера. Введение и заключение не нумеруются.

Пояснительная записка должна содержать  иллюстрации (рисунки, схемы, таблицы) и таблицы для оформления цифрового материала, схемы алгоритмов и используемую  литературу.

База данных должна быть разработана с использованием среды Microsoft Access.

 

 

Требования к приложению:

 

         База данных (БД) разрабатывается средствами СУБД MS Access.

         БД должна содержать:

- 3-4 связанные таблицы, не менее 20 записей в каждой таблицы;

- запрос на выборку, запрос с параметром, запрос с условием;

- запрос на обновление, удаление и создание таблицы;

- запрос с вычисляемыми полями и итоговый запрос;

- 2 простые формы с вставкой рисунка и управляющими кнопками;

- составную форму;

- отчет.

 

Темы индивидуального задания:

 

1.Разработка БД «Учет рекламы в газете»

Необходимо хранить сведения о стоимости рекламных модулей и их размерах, агентах, заказчиках, номерах газет, размещении рекламы в номере.

Решаемые задачи: подсчет комиссионных каждого агента, стоимости заказов, вывод отчетов за месяц, поиск различных данных.

 

2.Разработка БД «Администратор гостиницы»

Необходимо хранить сведения о номерах и их характеристиках, клиентах, размещении клиентов по номерам.

Решаемые задачи: подсчет оплаты за номер, поиск клиента, проверка наличия свободных номеров.

 

3.Разработка БД «Автоматизация подписки»

Необходимо хранить сведения об изданиях (каталог), подписчиках, сроках подписки.

Решаемые задачи: поиск данных о конкретном издании, подписчике, оформлении заказа на подписку и т.д.

 

 

4.Разработка БД «Платный абонемент»

Необходимо хранить сведения о книгах, читателях, их формулярах.

Решаемые задачи:поиск конкретной книги по наименованию, автору; оформление заказа на платное пользование книгой, составление финансовых отчетов за месяц.

 

5.Разработка БД «Заказ авиабилетов»

Необходимо хранить сведения о рейсах, пассажирах, заказанных билетах, наличие свободных мест по рейсам.

Решаемые задачи: выдача справки по конкретному рейсу, подсчет общей стоимости заказа с учетом льгот.

 

6.Разработка БД «Кадры»

Необходимо хранить сведения об отделениях, сотрудниках, должностях.

Решаемые задачи: поиск данных о сотруднике; составление всевозможных списков (юбиляров, именинников, сотрудников с заданным количеством лет стажа, детей, пенсионеров ...);изменение должностных окладов и т.д..

 

7.Разработка БД «Заказ книг почтой»

Необходимо хранить сведения о книгах, авторах, тематике книг, заказчиках.

Решаемые задачи: выдача информации о книгах данного автора, по данной тематике; оформление заказа; подсчет стоимости; составление отчетов за месяц.

 

8.Разработка БД для магазина «Музыка»

Необходимо хранить сведения об альбомах, исполнителях, музыкальных произведениях, музыкальных стилях.

Решаемые задачи: поиск нужного альбома по стилю, исполнителям, произведениям; подсчет стоимости покупки.

 

9.Разработка БД фирмы добрых услуг

Необходимо хранить сведения о работниках, видах работ, заказчиках.

Решаемые задачи: подбор работников по заданным видам и конкретным требованиям заказчиков; подсчет стоимости работ; оформление заказа.

 

10.Разработка БД «Справочная сети аптек»

Необходимо хранить сведения о категориях лекарственных средств, лекарствах, расположении аптек.

Решаемые задачи: поиск конкретного лекарства по аптекам сети; выдача сведений о наличии нужных лекарств в конкретной аптеке; подсчет стоимости набора лекарств.

 

11. Разработка БД «Университете»

Необходимо хранить сведения о работниках (ППС, УВП), преподаваемым дисциплинам, наименование кафедры, ФИО заведующего кафедрой, номер аудиторий для каждой пары, ФИО студентов.

Решаемые задачи: поиск преподавателя или студента, выдача сведений о читаемых дисциплинах, вывод информации по сотрудникам кафедры/факультета, вывод списка группы.

 

12. Разработка БД «Оптовая база»

Необходимо хранить сведения о товарах фирмы и сотрудниках, данные о клиентах, номера накладных.

Решаемые задачи: вывод накладной, формирование списка клиентов, формирование прайса товаров, поиск необходимой накладной, поиск товара или клиента.

 

13 Разработка БД «Учет нагрузки учителей в школе»

Необходимо хранить сведения об учебной нагрузки учителей, список преподаваемых дисциплинах и классах.

Решаемые задачи: поиск учителя, выбор учителей по определенным предметам, подбор учителей для каждого класса.


Возврат в  Заказать эту работу