Защита прав потребителей в РФ
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей в России. 6
1.1 Эволюция защиты прав потребителей в России. 6
1.2 Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей 8
1.3 Структура законодательства о защите прав потребителей. 15
Глава 2. Анализ защиты прав потребителей при оказании различных услуг. 23
2.1 Закон о защите прав потребителей в кредитных отношениях. 23
2.2 Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг. 27
2.3 Защита прав потребителей при оказании туристских услуг. 36
2.4 Защита прав потребителей электроэнергии. 41
2.5 Защита прав потребителей образовательных услуг. 43
Глава 3. Судебная практика по вопросам защиты прав потребителей. 48
Заключение. 69
Список использованных источников и литературы.. 73
Приложение. 78
Введение
Актуальность темы исследования: «Защита прав потребителей в Российской Федерации» обусловлена формированием в Российской Федерации нового потребительского рынка товаров, работ и услуг. Переход к рыночной экономике, основанной на свободе предпринимательства, повлек за собой рост количества товаропроизводителей, исполнителей различных услуг. В сложившихся условиях взаимоотношения потребителей и предпринимателей должны выйти на новую ступень своего развития, характеризующуюся удовлетворением потребностей населения в высоком качестве товаров, работ и услуг.
Несмотря на то, что на сегодняшний день в России действует нормативная база, гарантирующая потребителю основные права, соответствующие международным стандартам, несовершенство системы юридического обеспечения прав потребителей порождает множество проблем. Практика свидетельствует о систематических злоупотреблениях со стороны профессиональных участников рыночных отношений, основанных на отсутствии действенных законодательно закрепленных механизмов защиты потребителями своих прав. Последние двадцать лет можно назвать временем поиска российским законодателем разумного баланса между правами потребителей и продавцов, производителей, изготовителей. По официальной информации Союза потребителей России, при обращении потребителей непосредственно к органу власти за защитой своих прав, не удается положительно разрешить возникшую проблему в каждом пятом случае, а при обращении в общественные организации - неудачных исходов в десять раз меньше.
На сегодняшний день важным является отход от практики понижения судами размера законной неустойки по искам потребителей, ориентация на увеличение суммы компенсации за причиненный моральный вред, а также создание условий, способствующих доступности квалифицированной юридической помощи.
Существование вышеизложенных проблем объясняется, в том числе, особенностями формировавшейся на протяжении длительного времени национальной модели правосознания, в рамках которой потребитель не осознавал возможности бороться за расширение и гарантированность своих прав. В современных условиях совершенствование юридических средств и форм защиты прав потребителей становится одним из приоритетных направлений деятельности российского государства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при защите прав потребителей.
Предмет исследования - защита прав потребителей в современных российских условиях.
Цель исследования – рассмотреть теоретические и прикладные основы защиты прав потребителей в современной России.
В связи с актуальностью проблемы, объектом, предметом исследования, поставленной целью, нами сформулированы следующие задачи в работе:
- рассмотреть эволюцию защиты прав потребителей в России;
- рассмотреть понятие, предмет и особенности законодательства
о защите прав потребителей;
- выяснить структуру законодательства о защите прав потребителей;
- рассмотреть особенности применения Закона о защите прав потребителей в кредитных отношениях;
- выявить сущность защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг;
- рассмотреть защиту прав потребителей при оказании туристских услуг;
- рассмотреть защиту прав потребителей электроэнергии;
- выявить сущность защиты прав потребителей коммунальных услуг;
- рассмотреть вопросы судебной практики по вопросам защиты прав потребителей.
Исследованию проблем защиты прав потребителей посвящены труды известных отечественных ученых. Однако рассматривается данная проблема через призму действующего российского законодательства и современной правоприменительной практики в гражданско-правовом, административно-правовом, либо уголовно-правовом аспектах. В работах С. Г. Аникиец, И.В. Архипова, Г. А. Жолобовой, А.Ю. Кабалкина, А.Я. Куник, Я.Е Парция, затрагиваются некоторые вопросы истории становления российского законодательства в сфере защиты прав потребителей. Интерес представляет в этой связи исследование М.А. Бычко, в котором рассмотрены определенные аспекты развития российского законодательства о защите прав потребителей в сравнении с зарубежным.
Следует отметить, что историко-правовые проблемы юридического обеспечения защиты прав потребителей в России не стали предметом самостоятельного исследования, а представлены фрагментарно авторами отраслевых юридических работ. Отсутствует комплексный анализ эволюции системы юридического обеспечения прав потребителей.
Таким образом, степень научной разработанности темы не соответствует ее актуальности, что обуславливает необходимость проведения историко-правового исследования проблемы.
Решение поставленных задач определило выбор методологии исследования. При изучении всего комплекса проблем, поставленных в работе, использовалась система различных общенаучных и частнонаучных методов познания. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формально-логический, сравнительный методы (в частности, диахроническое сравнение). Применение принципа историзма позволило осветить события в их последовательности и взаимообусловленности, в соответствии с реальной исторической обстановкой. В работе также использован сравнительно-правовой метод исследования.