Специфика работы социального педагога с трудными детьми
Содержание
Введение. 5
1. Теоретические основы работы социального педагога с трудными детьми. 9
1.1 Понятие «трудные дети». 9
1.2 Методы работы социального педагога с трудными подростками. 13
2. Методика работы социального педагога с трудными подростками. 26
2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы.. 26
2.2. Программа работы с трудными подростками. 47
2.3 Анализ результатов исследования. 51
Заключение. 59
Список использованных источников. 61
Приложение. 65
Введение
Актуальность исследования. Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные» дети или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества [31.128]. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества. Данные суждения мы находим у авторов Ю.Г.Волкова, В.И. Добренькова, Ф.Г. Кадария и др. [1.482] Впервые понятие «трудные» дети появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует в научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования [15]. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями, поэтому современная педагогика слова «трудные» дети, «трудный» ребёнок старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запущенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает [21.34].
Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. О чем говориться в Конвенции ООН «О правах ребенка» [18]. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И, скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о, так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах, эмо, готах, пинкис. [20.8] Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких личностей есть только одно место – тюрьма».
Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение? Это ещё раз подчёркивает актуальность обозначенной проблемы. В связи с этим мы определили тему нашей работы: «Специфика работы социального педагога с трудными детьми».
Проблема исследования: каковы основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками?
Цель исследования изучить на основе опытно-экспериментального исследования формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Объект исследования: процесс работы с социального педагога трудными подростками.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога.
Задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности трудных детей.
2. Рассмотреть формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
3. Разработать и апробировать программу работы социального педагога с трудными подростками.
Гипотеза исследования: работа социального педагога с трудными подростками будет эффективной при осуществлении комплекса мероприятий направленным на:
- раннее выявление трудных подростков;
- определение причин;
- организацию индивидуальной и групповой коррекционной работы с трудными подростками.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение опыта работы социальных педагогов, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
База исследования: МОУ СОШ № 50 г. Орска
Методологическая основа исследования. составили психологические и педагогические теории и концепции, отражающие проблему трудных подростков (Е. В. Андриенко, Л. В. Мардахаев, Л. Ф. Обухова, П. Д. Павленок), типологию трудных подростков ( И.А. Кочетов, М.С. Неймарк), направления коррекционной работы с трудными подростками (В. А. Балцевич, Е. В. Змановская, М. В. Целуйко)
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении сущности и содержания социально-педагогической работы в школе с трудными подростками.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы работы социального педагога с трудными подростками.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первом разделе «Теоретический аспект работы социального педагога с трудными детьми» рассматривается понятие трудные дети, психолого-педагогические особенности личности подростков, основные направления деятельности и специфика работы социального педагога в школе с трудными подростками.
Во втором разделе «Методика работы социального педагога с трудными подростками» приводятся диагностика трудных подростков; содержание работы социального педагога с трудными подростками; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Список использованных источников включает 35 наименование.
Положения, выносимые на защиту:
- педагогический процесс работы с трудными подростками должен осуществляться целенаправленно, систематически, непрерывно, и адекватно проблеме подростка;
- разработанный и апробированный нами комплекс мероприятий с подростками является эффективным при работе с трудными подростками