Формирование лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитии речи 3 уровня
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Формирование лексического строя в онтогенезе у детей без речевых патологий 10
1.2 Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР. 15
1.3 Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.. 37
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента. 37
2.2 Результаты констатирующего эксперимента. 41
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.. 50
3.1 Организация и методика обучающего эксперимента. 50
3.2 Результаты обучающего эксперимента. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в логопедической группе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов ДОУ, а также о роли родителей в этой работе.
Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта, по природе его возникновения, по проявлениям речевых и неречевых нарушений.
При общем недоразвитии речи, как указывают отечественные исследователи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие), нарушенными являются все компоненты и стороны речи. Под лексической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности).
Применительно к детям нормальным речевым развитием и к детям с ОНР принято различать словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
В онтогенезе к первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.
К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
К трем годам уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 —6 слов, лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 —1900 слов. Из них, по данным А.Н.Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% — глаголы, 11,8% — прилагательные, 5,8% — наречия. На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который.
К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов. После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети с нормальным речевым развитием имеют довольно разнообразный словарь, в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, что, характеризует лексико-семантическую сторону как соответствующую возрастной норме. У детей с ОНР к моменту школьного обучения эта сторона речи является недостаточно сформированной, что сказывается на их успеваемости в школе по различным предметам. Важность сформированности этой стороны речи для дальнейшего обучения в школе определила актуальность темы исследования.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Формирование лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня»?
Цель исследования: выявить на основе опытно-экспериментального исследования эффективные методы формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Объект исследования: процесс коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования и развития лексикой стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую по проблеме исследования.
2. Выявить особенности лексикой стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровня).
3. Систематизировать задания и упражнения, направленные на формирование лексикой стороны речи у дошкольников с ОНР.
4. Разработать и апробировать программу коррекции лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Гипотеза исследования: если использовать специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование количественных и качественных характеристик словарного запаса старших дошкольников с ОНР, то будет формироваться лексическая сторона их речи.
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ № 38 комбинированного вида «Солнышко» г. Орска.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.
Методологическая основа исследования. В нашем исследовании мы изучили следующие концепции и теории: развитие речи дошкольников (Выготский Л.С., Аркин Е.А., Гвоздев А.Н., Федоренко Л.П. и др.), общее недоразвитие речи (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены имеющиеся теоретические представления логопедии о формировании лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа коррекции лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Программа может быть использована логопедами дошкольных учреждений
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования лексической стороны речи у дошкольников» рассматривается формирование лексической стороны речи у дошкольников в норме и с ОНР.
Во второй главе «Организация, содержание, результаты констатирующего эксперимента» проведено исследование уровня развития лексической стороны речи у детей с ОНР и в норме, описаны методики диагностики.
В третьей главе «Организация, содержание, результаты обучающего эксперимента» представлена программа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по коррекции лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Список литературы насчитывает 60 наименование.