Реабилитация детей из семей алкоголиков
Содержание
Введение.......................................................................................................... 2
Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей
алкоголиков....................................................................................... 6
1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие
детей....................................................................................................... 6
1.2 Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей......... 12
1.3 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов............. 27
Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей
алкоголиков................................................................................... 33
2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков....... 33
2.2 Психологические основы социальной реабилитации......................... 42
Глава III. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми
алкоголиков.................................................................................. 50
3.1 Работа с детьми алкоголиков на территории юго-западного
административного округа г. Москвы. Реабилитационные программы 50
3.2 Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-
реабилитационном центре г. Кемерово.............................................. 56
3.3 Американский опыт решения социальных проблем
детей алкоголиков............................................................................... 64
Заключение.................................................................................................... 74
Библиографический список.......................................................................... 76
Приложение................................................................................................... 78
Введение
Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.
В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и ^ специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.
Значительна роль государства в решении такого рода проблем. По состоянию на 1 января 1998 года в ведении органов социальной защиты населения функционировало 2415 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов, на 1 января 2001 года – около 3100.
Все большее распространение получают территориальные центры социальной помощи семье и детям - базовые многопрофильные учреждения (действует 220 центров в 65 субъектах РФ). Необходимо отметить отчетливую тенденцию развития районных и городских учреждений этого типа.
Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказать действенную комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов, предупредить многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.
Центры психолого-педагогической помощи населению занимают важное место в сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они действуют в 24 субъектах Федерации, их численность постоянно растет: в 1993 году - 3, в 1994 - 88, в 1995 - 100, в 1996 - 123. За прошлый год их услугами воспользовались более 252 тыс. человек, в том числе 152 тыс. несовершеннолетних.
Специфику работы психологических служб во многом определяет положение семей, которые живут на данной территории в условиях, близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне формированию активной жизненной позиции и потому постепенно занимающие нишу асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности, семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов.
Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей из семей алкоголиков и их изменения под влиянием социально-реабилитационных воздействий.
Объект исследования: дети из семей алкоголиков, включенные в социально-реабилитационный процесс.
Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с учетом этих данных необходимо осуществлять социальную помощь этой категории детей.
Гипотеза исследования: Искажение семейных отношений и воспитательного влияния в семьях алкоголиков на детей, проявляющиеся в утрате ими родительской заботы и помощи при живых родителях, нередко семейной «семейной жестокости», включающей наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, нарушение условий ранней социализации, вследствие материнской и социально-эмоцианольной депревации, приводит как к психическим и личностным отклонениям в развитии, так и к возникновению высокого уровня тревожности, агрессивности или подавленности, апатии, а также нервно-психических расстройств и разнообразных девиаций поведения.
Основной путь оказания помощи детям из семей алкоголиков, включенных в социально-реабилитационньш процесс, является: во-первых, разработка и реализация психолого-педагогических программ, направленных на снижение и устранение названных и других отклонений и организацию психотерапевтической работы, и, во-вторых, на создание условий для проведения последовательной социальной интеграции таких детей в нормально развивающуюся социальную среду сверстников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких детей.
2. Подобрать методики для изучения особенностей психического и личностного развития детей в семьях алкоголиков и организовать их изучение.
3. Рассмотреть отечественный и мировой опыт организации социальной работы с детьми, один или оба родителя которых страдают алкоголизмом.