Алгоритмизация на уроках русского языка
Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографического
действия у младших школьников.......................................................... 5
1.1. Лингвистическая природа орфографического действия................ 5
1.2. Психолого-педагогические особенности организации
формирования орфографического действия в начальной школе........... 12
1.3. Алгоритмизация орфографического действия как основное......... 18
Выводы по первой главе........................................................................ 25
Глава II. Формирование правописаний безударных личных окончаний
глаголов.................................................................................................... 26
2.1. Понятие правописания безударных личных окончаний глагола..... 26
2.2. Диагностика уровня сформированности правописания безударных
личных окончаний глаголов у учащихся IV класса................................ 27
2.3. Формирование правописаний безударных личных окончаний глаголов
на основе алгоритмических предписаний................................................. 33
2.4. Результаты опытной работы по формированию орфографического
действия с использованием алгоритмизации............................................ 45
Выводы по второй главе ........................................................................ 48
Заключение............................................................................................... 49
Литература................................................................................................ 50
Приложения.............................................................................................. 53
Введение
Реалии современной жизни таковы, что без постоянного обмена информацией, без использования новейших систем коммуникации прогресс общества становится невозможным.
В этих условиях возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной речью.
Уровень развития письменной речи человека – один из серьезных показателей его образованности. А важным признаком его сформированности является, безусловно, грамотное письмо. Ведь безграмотный человек не может на достаточном уровне передать свои мысли и такая речь может сильно исказить смысл написанного.
Письменная речь – это сложное действие, которое определяется как перевод смысловых единиц в графические и имеет 2 стороны:
- смысловую (содержательную)
- графическое оформление (форма).
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы научить детей, помочь им осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме.
Таким образом, для полноценного осуществления коммуникаций посредством письменной речи человеку необходимо овладеть правилами графики и орфографии, которые составляют его техническую сторону.
Правила графики дети усваивают достаточно легко на практическом уровне в 1 классе. Овладение же русской орфографией представляет для ребенка большую сложность и совершенствуется всю жизнь.
Русская школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедших отражение в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, советских методистов и психологов – М.В. Ушакова, С.П. Редозубова, И.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского, М.Р. Львова, П.С. Жедек.
Среди различных способов овладения детей грамотному письму особое место занимает алгоритмизация орфографического действия. Знание правил и грамматических условий их применения должно основываться на знании структуры действия и умении его исполнить в строго заданной последовательности.
Алгоритм позволяет выделить ориентировочную, исполнительскую и контрольные части действия, и тем самым представить подробный план выполнения данного действия.
Алгоритм действия позволяет учителю проанализировать причины орфографических ошибок учащихся, организовать дифференцированную работу по их устранению, выделить уровень владения орфографическим действием.
Актуальность проблемы формирования грамотного письма позволила нам обратиться к теме «Алгоритмизация на уроках русского языка, как средство формирования орфографических действий».
Цель работы – выделить и обосновать условия использования алгоритмических предписаний в процессе формирования у младших школьников орфографического действия.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Изучение лингвистических, психолого-педагогических, методических основ формирования орфографического действия.
2. Изучение теоретических основ формирования орфографического действия с использованием алгоритмических предписаний.
3. Выявление условий эффективного использования алгоритмических предписаний при формировании орфографического действия – правописание безударных личных окончаний глаголов.
Объект исследования – процесс формирования орфографического действия у младших школьников.
Предмет исследования – использование алгоритмических предписаний как средства формирования орфографического действия правописание безударных личных окончаний глагола.
Гипотеза исследования – использование алгоритмических предписаний при формировании орфографических действий (правописание безударных личных окончаний глагола) способствует его осознанному усвоению младшими школьниками если:
1. Алгоритм составлен учениками самостоятельно или под руководством чителя.
2. Алгоритм отражает полную структуру действия и является опорной схемой при рассуждении учащихся.
3. Усвоение орфографического действия происходит соответственно ТПФУД.