Влияние стилей родительского воспитания на формирование общения в младшем школьном возрасте
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Глава I. Психологическая характеристика общения ребенка младшего школьного возраста..................................................................................................................6
1.1. Психологическая характеристика общения и его значение в жизни человека........................................................................................................6
1.2. Особенности общения ребенка младшего школьного возраста.........13
1.3. Характеристика стилей семейного общения.........................................18
Вывод по главе 1……………………………………………………………….22
Глава II. Особенности родительского воспитания в современных семьях.....................................................................................................................23
2.1. Особенности современной семьи................................................................23
2.2. Семья как фактор воспитания личности..................................................27
2.3. Классификация стилей семейного воспитания различными авторами...29
Вывод по главе 2………………………………………………………………..33
Глава III. Проведение исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков ребенка младшего школьного возраста в зависимости от стилей семейного воспитания............................................................................................................34
3.1. Констатирующий этап..................................................................................34
3.2. Формирующий этап......................................................................................35
3.3. Контрольный этап.........................................................................................39
Вывод по главе 3………………………………………………………………..46
Заключение...........................................................................................................47
Литература............................................................................................................49
Приложение..........................................................................................................51
Введение.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и другое) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но ни какая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Тек, например, для того чтобы родитель мог воспитывать своего ребенка, он должен вступить с ним в общение.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.
По мнению авторов [Г.А.Урунтаева], [В.С.Мухин], [Л.С.Выготский], [Л.И.Божович], ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Для маленького ребенка, семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказать на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным; либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка. Его поступков. Для развития позитивных детско – родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания, взаимоотношения и общения с ребенком.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наше современное время проблема общения остается центром психологической науки, исследования этой проблемы показали, что умение общаться формируется на начальном этапе развития и формируются эти умения именно в семье; от этого зависит поведение человека, формирование его внутреннего мира, развитие психики и соответственно образа жизни.
Цель исследования состоит в изучении особенностей различных стилей семейного воспитания; и их влиянии на формирование коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Изучить теоретическую литературу по проблемам современной семьи и развитию общения в младшем школьном возрасте.
- Раскрыть и проанализировать взаимосвязь таких понятий как семья, стили семейного воспитания, общение.
- Обосновать выбор методик и на основании их составить коррекционно – развивающие занятия по предложенной проблеме.
- Провести исследование; сформулировать выводы, заключения по теме исследования.
Объект исследования развитие общения ребенка в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования стили родительского воспитания, влияющие на формирование коммуникативных навыков ребенка в младшем школьном возрасте.
Гипотеза – если родители будут знать особенности различных стилей семейного воспитания, и общения ребенка на разных возрастных этапах, то это будет способствовать адекватному и эффективному развитию коммуникативных навыков этого ребенка.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследования.
Эмпирические: наблюдение за деятельностью психолога; учащихся в педагогическом процессе; диагностика младших школьников; изучение продуктов деятельности младших школьников; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Благодаря исследовательско – экспериментальной работе, проводимой на занятиях психологии, появилась возможность более эффективно выявить особенности общения и рассмотреть различные стили воспитания в семье.
Практическая значимость заключается в использовании материалов данной работы, на занятиях психологии по формированию общения; на родительских собраниях.
Структурно работа представлена:
Введение;
- глава 1. Психологическая характеристика общения ребенка в младшем школьном возрасте.
- глава 2. Особенности родительского воспитания в современных семьях.
- глава 3. Проведение исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков ребенка младшего школьного возраста в зависимости от стилей семейного воспитания.
- Заключение.
- Литература.
- Приложение.
Систематизировав, различные категории общения мы пришли, к выводу, что общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения.
Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ориентированными во всех направлениях.
Родители при формировании личности своего ребенка, должны отталкиваться от знаний особенностей развития общения на каждом возрастном этапе и применять положительные стили семейного воспитания, от которых ребенок растет доброжелательным, открытым, общительным.