Влияние ведущего канала получения информации младшим школьником на успешность его обучения
Содержание
Введение………………………………………………………………………
|
3 |
Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы влияния ведущего канала получения информации младшим школьником на успешность его обучения……………………………………………………
|
5 |
1.1. Процесс обучения, его взаимосвязь с успешностью обучения младших школьников………………………………………………….. |
5 |
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста с разными ведущими модальностями восприятия (аудиальный, визуальный, тактильно-кинестечический)……………………………………………………… |
14 |
Выводы к I главе………………………………………………………….….. |
22 |
Глава II. Исследование влияния модальной структуры восприятия учителя и учащихся младшего школьного возраста, успешности их обучения………………………………………………………………………
|
24 |
2.1 Методика проведения диагностического исследования…………… 2.2 Программа проведения формирующего эксперимента…………….. 2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов……………………………………….. |
25 32
46 |
Выводы к II главе…………………………………………………………….
|
49 |
Заключение……………………………………………………………………
|
51 |
Список литературы………………………………………………….………
|
53 |
Приложение………………………………………………………………….. |
57 |
Введение.
Необходимость проследить взаимосвязь модальной структуры восприятия младших школьников и успешность их обучения объясняется насущными потребностями лично-ориентированного, здоровьесберегающего обучения. Исследования ученых показывают, что наибольшее количество информации человек воспринимает при помощи всех каналов (рис. 1)
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20% 20%
10%
0%
Условные обозначения:
- при чтении
- при помощи слуха
- при помощи зрения
- при помощи зрения и слуха
- при помощи зрения, слуха и обсуждения
- при помощи зрения, слуха, обсуждения и выполнения других действий.
Рис. 1. Усвоение учебной информации при разовом выполнении определенного вида учебной деятельности. (Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н.)
Дальнейшее совершенствование учебного процесса, разработка проблем психологического обеспечения его интенсификации в школе связаны с индивидуально-психологическими особенностями сенсорно - перцептивной организации обучаемых, с особенностями полимодальной структуры восприятия у младших школьников.
Особенностями модальной структуры и сочетанием модальности восприятия у обучаемого оказывает не только регулирующее влияние на поведение, но и на успешность учебной деятельности, на восприятие учебной информации.
Регулятивная, познавательная и коммуникативная функции модальностей восприятия позволяет признать их важнейшую роль в системе обучения: в приеме и переработке учебной информации, в формировании познавательного стиля, стиля учителя.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой нашей исследовательской работы является влияние ведущего канала получения информации младшим школьником на успешность его обучения.
Объектом исследования выступает успешность обучения младших школьников.
Предметом является учет влияния ведущего канала восприятия как успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: проанализировать влияние ведущего канала получения информации на успешность обучения младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Проанализировать влияние модальной структуры восприятия учителя на ведущую модальность восприятия учащихся младшего школьного возраста;
3. Составить и определить эффективность составленной развивающей программы;
4. Сформулировать общие выводы и результаты исследования.
Гипотеза исследования: организация процесса обучения с учетом ведущего канала получения информации младшим школьником позволяет повысить успешность его обучения.
При исследовании применялись следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования)
- эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, анализ оценок)
- методы статистической обработки результатов исследования
Практическая значимость: разработанная нами программа может быть использована в работе психолога, учителя на уроках с учащимися младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы №24 города Иркутска в 2002-2003 учебном году в 1 «Б» и 2 «Б» классах, и в 2003-2004 учебном году в тех же классах, но 1 «Б» стал 2 «Б» классом, а 2 «Б» - 3 «Б» классом.