Влияние личностной рефлексии на становление Я-концепции
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения проблемы влияния
личностной рефлексии на «Я» – концепцию……………………………...5
1.1. Сущность «Я» – концепции как компонента самосознания…………………………………………………………….5
1.2. Особенности «Я» - концепции педагога-психолога…………..17
1.3. Влияние рефлексии на становление «Я» – концепции………………………………………………………..21
Выводы к 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Описание исследования по определение влияния личностной рефлексии на формирование «Я» - концепции педагога-психолога…………………..………………………………………………….34
2.1. Описание процедуры исследования…………………………………….34
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………...38
2.3. Коррекционно-развивающая программа личностной рефлексии……43
Выводы к 2 главе……………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………59
Приложение…………………………………………………………………..62
Введение
Проблема личностного самоопределения вплотную соотносится с вопросом профессионального самоопределения: достаточно вспомнить концепцию американского психолога Д. Сьюпера о «конгруэнтности «Я» - концепции и профессии». Согласно этой теории, важнейшим детерминантом профессионального пути являются представления человека о себе, умения человека выходить, вырывать себя из причин следственной зависимости, из своего прошлого, предыдущего состояния (не продолжать себя прежнего) и действовать каждый раз заново. На уровне «Я» - концепции человека это переживается, как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия, знаменитое умение сказать себе и другим «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального самосовершенствования преодоления «не умею». Действительно, благодаря, свойствам, как «данности сознания самому себя», человек понимает, что наделен таким уникальным свойством – способностью осознавать. Индивид не может осознать себя вне определенной конкретной ситуации и системы отношений, в которой развертывается деятельность. Однако в каждый данный момент его внимание направлено либо на содержание и ситуацию своей деятельности.
Таким образом, процесс самосознания и рефлексивное «Я», как его итог существенно важны для обеспечения социально-нормативного поведения человека.
В связи с этим цель нашего исследования состоит в определении влияния личностной рефлексии на становление «Я» - концепции студентов специальности 03 06 «Психология»
Данную цель конкретизируют следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по данной проблеме
- Подобрать методики исследования и провести диагностическое обследование.
- Определить влияние личностной рефлексии на становление «Я» – концепции.
- Дать сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования.
- Составить программу, направленную на развитие личностной рефлексии студентов специальности 0306 Психология.
Объектом исследования выступает «Я» – концепция как совокупность всех представлений личности о себе.
Предметом исследования является личностная рефлексия и её влияние на становление «Я» – концепции студентов специальности 0306 Психология.
Гипотеза исследования: если у студентов будут развиты все компоненты личностной рефлексии, то это будет способствовать становлению положительной «Я» – концепции.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической литературы и результатов исследования; мыслительный эксперимент.
Эмпирические – тест опросник (А.В.Карпова, В.В. Пономаревой), проективная методика (сочинение), тест (Битяновой).
Исследование проводилось на базе Иркутского государственного педагогического колледжа 1 специальности 0306 Психология группа 3 «З».
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы было определено и обосновано влияние личностной рефлексии, при котором происходит становление «Я» - концепции.