Влияние мнемических особенностей младших школьников на успешность обучения
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Определение и характеристика учебной деятельности детей младшего школьного возраста…………………………………………5
1.1 Определение понятия учебная деятельность и характеристика принципов обучения……………………………………………………………...5
1.2 Структура и формы учебной деятельности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….....9
1.3 Характеристика учебной деятельности младших школьников…..12
Выводы по I главе.………………………….…………………………….14
Глава II. Теоретическое изучение аспектов мнемической деятельности детей младшего школьного возраста……………………….15
2.1 Определение памяти, ее основные теории………………………….15
2.2 Характеристика процессов и видов памяти ………………………..19
2.3 Особенности развития памяти младших школьников…………….26
Выводы по II главе ……………………………………………………….33
Глава III. Исследование видов памяти детей младшего школьного возраста, влияющих на успешность обучения……………………………..35
3.1 Организация исследовательской работы…………………………..35
3.2 Анализ результатов исследовательской работы на констатирующем этапе……………………………………………...36
3.3 Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий на формирующем этапе исследования………………………………...42
3.4 Анализ результатов исследовательской работы на контрольном этапе………………………………………………………………………………49
Выводы по III главе……………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………...57
Литература………………………………………………………………………58
Приложение……………………………………………………………………..61
Введение
Среди многих способностей, которыми одарен каждый человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлевать, сохранять и воспроизводить в своей памяти по мере надобности полученные впечатления.
Эта способность составляет главную функцию памяти. Представьте себе, кем была бы личность, лишенная памяти, чтобы понять ее огромнейшее ни чем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью, человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему из поколения в поколение, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры. Он не мог бы накапливать собственные знания, каждый новый день человек встречал бы с душой, «чистой как белый лист бумаги», он ничему не мог бы научиться, ничего не мог бы усвоить.
Обыденные повседневные вещи, слова, явления природы личность воспринимала бы как ничего не значащие воздействия и не отзывалась бы на них, как это свойственно новорожденному младенцу.
Актуальность написания дипломной работы по проблеме влияния мнемических особенностей детей младшего школьного возраста на успешность их обучения обусловлена тем, что в настоящее время, в некоторых школах при организации учебной деятельности младших школьников, не всегда учитываются возрастные особенности развития памяти детей, ее виды и процессы, хотя эта цель и преследуется, но не всегда достигается. Это обусловлено тем, что в современных условиях возросла учебная нагрузка на детей начального звена, на изучение той или иной темы отводится мало времени, поэтому учитель пытается выдать за урок как можно больше новой информации. При этом с уверенностью можно сказать, что он не всегда учитывает закономерности и особенности памяти детей младшего школьного возраста в процессе построения учебной деятельности. Это и послужило основанием для изучения нами данной проблемы.
Цель исследования состоит в определении влияния мнемических особенностей младших школьников на успешность обучения в начальных классах.
Данная цель определила постановку следующих задач:
- Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по представленной проблеме;
- Раскрыть сущность понятий, таких как учебная деятельность, мнемические особенности, память, виды памяти и определить их взаимосвязь;
- Обосновать выбор наиболее рациональных и эффективных методов, приемов определения видов памяти, разработать и апробировать развивающие занятия;
- Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов и оформить рекомендации.
Объектом исследования являются особенности учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – влияние мнемических особенностей детей младшего школьного возраста на учебную деятельность.
Гипотеза исследования: если учитель при организации учебной деятельности младших школьников будет учитывать мнемические особенности, то это будет способствовать наиболее успешному обучению детей в младших классах.
В соответствии с поставленными задачами в своем исследовании мы использовали следующие методы:
Теоретические - анализ методической, дидактической, психологической литературы по поставленной проблеме;
Эмпирические – методическое исследование, специальные задания, изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Благодаря исследовательской работе, проводимой на занятиях по психологии, появилась возможность выявить наиболее эффективные и действенные приемы и методы работы с детьми, имеющими низкий уровень развития памяти, проследить процесс влияния мнемических особенностей на характер учебной деятельности.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных данных и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми младшего школьного возраста и повышения продуктивности запоминания учебного материала.
Структурно наша работа представлена:
Введением, тремя главами, заключением, списком литературы, приложением.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные известными психологами и педагогами: И.В. Дубровиной, И.Ф. Харламовым, В.В. Вороновым, В.Д. Шадриковым, Е.И. Роговым и Р.С. Немовым.