Влияние стилей семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения младших школьников
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава Ι. Психологическая характеристика агрессии……………………….6
1.1 Понятие агрессивности и ее психологические особенности………………6
1.2. Основные теории агрессии…………………………………………….........11
1.3. Возрастные особенности проявления агрессивности у школьников
от 7 до 11 лет…………………………………………………………………..…15
Выводы по I главе………………………………………………………………18
Глава II. Влияние семьи на развитие агрессивности у ребенка младшего школьного возраста…………………………………………………………….19
2.1 Психологическая характеристика современной семьи…………………….19
2.2 Классификация стилей семейного воспитания……………………………..21
2.3 Семейные взаимоотношения и их влияние на возникновение детской агрессивности……………………………………………………………………..27
Выводы по II главе …………………………………………………………….30
Глава III. Практическое исследование влияния стилей семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….32
3.1 Констатирующее диагностическое обследование………………………….33
3.2 Формирующая коррекционная программа………………………………....42
3.3 Контрольное диагностическое обследование………………………………47
Выводы по III главе…………………………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………....55
Список литературы……………………………………………………………..56
Приложение……………………………………………………………………...58
Введение
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением в исследовательской деятельности психологов всего мира. Агрессию, как свойство личности изучают не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы, но на сегодняшний день впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке.
По проблеме агрессии написано огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессивного поведения и насилия в наше время.
Теоретические исследования процесса социального научения, авторами которого являются Бандура А., Вольф В.М. показали, что высокоагрессивные дети выходят в основном из семей с неправильным стилем воспитания, что приводит к постепенному, идущему как бы по расширяющейся спирали, освоению и закреплению агрессивного поведенческого стереотипа, воспроизводящегося снова и снова в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия.
Такими учеными как А.А. Реаном, Р.А. Бероном в своих трудах достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при общении с другими детьми того же возраста, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию, жестокости и мести в зрелом возрасте, к превращению физической агрессии в жизненный стиль личности, что приводит к различным преступлениям, ведь множество убийств и других правонарушений совершается человеком в состоянии агрессии.
Актуальность. Дети, особенно младшего школьного возраста в ситуации межличностного конфликта в отношении к другим людям отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, так как в их поведенческом репертуаре отсутствуют понятия конструктивного разрешения конфликтной ситуации, а основной причиной возникновение агрессивного поведения является семья, а именно неправильный стиль семейного воспитания. Это и послужило основанием, изучения проблемы, такой как стили семейного воспитания как условия возникновения агрессивного поведения младших школьников.
А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определения данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия-это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному»[32;15].
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Цель исследования: изучить влияние стилей семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной теме;
- Рассмотреть сущность понятий, таких как агрессия, агрессивность, виды агрессии, семья, стили семейного воспитания и определить их взаимосвязь;
- Провести диагностическое обследование, составить и осуществить коррекционную программу, направленную на устранение агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста;
- Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных и оформить рекомендации родителям.
Объектом исследования является особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
Предмет исследования - влияние стилей семейного воспитания на проявление агрессии младших школьников.
Гипотеза исследования: Если в семье неправильный стиль воспитания, то большая вероятность, что ребенок в данной семье будет с агрессивным поведением, но коррекционная работа и взаимодействие с родителями могут способствовать уменьшению агрессивного поведения младшего школьника.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании мы использовали следующие методы:
Теоретический - теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы по поставленной проблеме.
Эмпирические методы - психологическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; методическое исследование; опрос, индивидуальные беседы, специальные задания, изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Благодаря исследовательской работе, проводимой на занятиях по психологии, появилась возможность выявить наиболее эффективные и действенные приемы и методы работы с детьми, имеющими агрессивное поведение, проследить процесс влияния неправильных стилей семейного воспитания способствующих возникновению агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, что составляет научность исследования.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования полученных данных, выводов и рекомендаций на практике: в общеобразовательных учреждениях для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Структурно работа представлена:
Введением, тремя главами, заключением, списком литературы, приложением.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные известными психологами и педагогами: А. Фроммом, Д. Ричарсоном, А. Реаном, Р. Бероном, и Р.С. Немовым, Р. С. Хомансом
В первой главе: Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте. Рассмотреваются такие вопросы, как определение агрессии, классификация ее видов разными авторами (Р.Берон, Д.Ричарсон, Э.Фромм), особенности ее проявлении у младших школьников, роль агрессии в жизни человека, каким образом она воспитывается и от чего зависит степень ее выраженности.
Во второй главе: Влияние семьи на развитие агрессивности у ребенка младшего школьного возраста, представленный материал затрагивает проблему семьи и стилей семейного воспитания то, как они влияют на возникновение агрессии; указывается влияние неправильных стилей семейного воспитания на формирование агрессии; и в заключении даются рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми.
В третьей глава практическая. В ней дается описание хода и результатов исследования.