Влияние типа семейного воспитания на становление самооценки
Содержание
Введение…………………………………………………………………......
|
3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника….. 1.1 Самооценка как форма проявления самосознания …………......... 1.2 Воспитание в семье как психолого-педагогическая проблема...... 1.3 Возможности влияния семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника.......................................................... Выводы по 1 главе…………………………………………………………. |
5 5 9
33 37 |
Глава 2. Исследование типов семейного воспитания как условие становления самооценки младших школьников……………………..... 2.1 Организация опытно-экспериментальной работы……………...... 2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……...... 2.3Рекомендации для родителей по оптимизации детско-родительских отношений с целью формирования адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста.................................... Выводы по 2 главе…………………………………………………………. |
39 39 41
51 52 |
Заключение………………………………………………………………….. |
53 |
Список литературы………………………………………………………... |
55 |
Приложения…………………………………………………………………. |
58 |
Введение
Традиционно основным институтом воспитания считается семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора, влияющего на развитие личности ребенка.
С развитием личности младшего школьника наблюдается более правильная самоориентация, знания о себе становятся более точными, возникает умение разбираться в себе и своих возможностях. Исследователи данного вопроса отмечают, что в данном возрасте возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной, захватывает более широкий круг качеств личности ребенка.
В формировании самооценки роль семьи очевидна. Представление ребенка о себе начинают складываться именно в семье. Условия воспитания, существенно влияют на формирование самооценки ребенка, от которой во многом зависит его поведение в различных ситуациях.
Объектом исследования выступает самооценка младшего школьника.
Предметом исследования является тип семейного воспитания как фактор, определяющий формирование самооценки младшего школьника.
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: определить тип семейного воспитания, обуславливающий формирование адекватной самооценки младшего школьника.
Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи типа семейного воспитания и формирования самооценки младшего школьника.
- Разработать программу исследования по изучению влияния типов воспитания в семье на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста.
- Разработать рекомендации для родителей по оптимизации детско-родительских отношений с целью формирования адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что различные типы семейного воспитания определяют формирование различных видов самооценки.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные принципы гуманистической психологии, разработанные в трудах К.Роджерса, А.Маслоу, положения деятельностного подхода, отмеченные в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, а также теоретические разработки А.Г.Ананьева, А.В. Петровского, Л.И. Божович по проблеме становления самосознания и самооценки человека, и Э.Г. Эйдемиллера, С.В.Ковалева по вопросам воспитания ребенка в семье.
Для получения необходимой информации мы использовали следующие методы:
* теоретический, заключающиеся в анализе психолого-педагогической литературы по интересующему нас вопросу;
* эмпирические (методика «Лесенка» для определения вида самооценки младшего школьника, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина).
Практическая значимость проведенного нами исследования, состоит в использовании родителями разработанных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений с целью формирования адекватной самооценки.