Внеклассные занятия по естествознанию как средство экологического воспитания младших школьников
Оглавление к теме «Внеклассные занятия по естествознанию как средство экологического воспитания младших школьников»
Содержание
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава I.Экологическое воспитание на внеклассных занятиях ...…………..….6
1.1.Развитие взглядов на проблему экологического воспитания……………...6
1.2.Сущность экологического воспитания в начальной школе………………..9
1.3.Внеклассная работа: цели и задачи, содержание, и педагогические требования к ее организации……………………………………………………13
1.4. Организация, формы и виды внеклассных занятий по естествознанию……………………………………………………………….... 17
Глава II.Разработка внеклассных занятий по естествознанию во 2 классе как средство экологического воспитания младших школьников...………………30
2.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………..30
2.2.Программа внеклассных занятий по экологическому воспитанию…...…34
2.3.Диагностика и анализ результатов опытной работы……………………...39
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………………47
Приложение……………………………………………………………………...50
Приложение 1. Сравнение результатов входящей и итоговой диагностики...50
Приложение 2.Разработки внеклассных занятий……………………………..54
Приложение 3.Родительское собрание………………………………………..73
Приложение 4.Словарь…………………………………………………………77
Введение
Современный мир переживает чрезвычайный трудный этап своего развития. Технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами природы: потребляя, человечество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. «Биосфера в опасности!» - так оценили ситуацию участники 8-ой Московская конференции по проблемам окружающей среды, которая состоялась через 10 лет после первой Международной конференции проходившей в Рио- де –Жанейро 1992 году, вскоре после Московской в Иоганос-Бурге была проведена Международная конференция на тему: «Экологическое образование «Рио + 10» .
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что, и выход из него следует связывать, прежде всего, с искоренением у современной молодежи представлений о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, под влиянием которых у них формируется восприятие природы лишь как утилитарной ценности. Сегодня, важно донести до сознания воспитанников, что каждый человек связан с природой незримой нитью, и находится в полной зависимости от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, симметрии, целесообразности и т. п., чтобы они понимали: мы все- существа природообязанные. Окружающий мир для людей - объект постоянной заботы, и за его благополучие каждый несет персональную ответственность.
В развитии у учащихся культуры взаимоотношений с окружающим миром, основанных на экологических императивах, заглавная роль принадлежит воспитанию, которое, оказывая поддержку личности в ее духовно- нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы социокультурного развития
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ¾ восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ¾ возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ¾ определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания - отношения - поведение».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.
Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. По его мнению- «Экологическое воспитание – относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникацией с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы».
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей внеклассной работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку и апробирование программы внеклассных занятий по экологическому воспитанию младших школьников.
Объект исследования: процесс экологического воспитания на внеклассных занятиях в начальной школе.
Предмет исследования: внеклассные занятия по естествознанию у младших школьников.
Исходя, из цели нашей работы мы поставили следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Рассмотреть теоретические основы экологического воспитания и внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
- Разработать, апробировать и проанализировать внеклассные занятия по естествознанию экологической направленности с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию школьников может повысить уровень экологических знаний .
Исследование проводилось в 2 этапа:
2002-03 учебный год. Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы.
2003-04 учебный год. Разработка программы внеклассных занятий для младших школьников.
Базой исследования являлась МОУ СОШ №38 г. Иркутска,2бкласс.
Нами были применены следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, передового педагогического опыта учителей по изучаемой проблеме, моделирование.
- Эмпирические: анкетирование в сочетание с методом интервью, наблюдение, анализ результатов опытно-педагогической работы.