Возможности использования исторических документов на уроках истории в 5-х классах как средство повышения эффективности урока
Введение
Глава I. Проблема повышения эффективности процесса обучения истории в философском и психолого-педагогическом аспектах.
1.1 Познание, как процесс приобретения знаний и его сущность
1.2. Гуманистическое направление в педагогике и психологии, как условие повышения эффективности процесса обучения.
1.3 Современный урок и некоторые пути решения проблемы эффективности процесса обучения истории.
Выводы по Главе I.
Глава II. Психолого-педагогические и методические особенности использования исторических документов на уроках истории в 5-ом классе.
2.1 Исторический источник как средство получения знаний.
2.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
2.3 Методические особенности работы с историческими документами на уроках истории в 5классе.
Выводы к Главе II.
Заключение
Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Уроки истории занимают особенное место в процессе обучения, так как история знакомит учащихся с нашим прошлым, с момента зарождения человеческого общества, с различными историческими эпохами, новыми цивилизациями. На этом предмете учащиеся знакомятся с жизнью, бытом, культурным наследием народов разных стран, о взаимоотношениях между странами: как мирными, так и захватническими. Содержание курса истории разнообразное и носит широкомасштабный характер. Процесс обучения истории включает в себя разнообразные виды работ, в том числе и работу с историческими документами. Привлечение исторических документов способствует повышению эффективности современного урока.
Обучение-это целенаправленный процесс активной познавательной деятельности учащихся. Учитель управляет этим процессом, он направляет деятельность учащихся в нужное русло. Его работа требует очень большой подготовки, необходимо четко спланировать урок; определить цели и задачи, выбрать методы и средства, которые будут использоваться, составить подробный план. И вот урок продуман и подготовлен до деталей. Удастся ли он? Что обеспечивает успех урока? Как сделать его наиболее эффективным? Как удержать внимание учеников в течение всего урока, развивать у них интерес к своему предмету?
Эти и многие другие вопросы интересуют учителя. И ответы на них у каждого свои.
Процесс обучения истории строится на философском законе: от живого созерцания к абстрактному мышлению. Этот закон как нельзя лучше характеризует принцип наглядности в обучении, который предусматривает использование на уроке исторических документов.
Значение фактов, понятий, законов, идей тем прочнее, чем лучше они запечатлеются в памяти при первичном изучении. Использование исторических документов на уроках истории способствует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов, помогает ввести учащихся в обстановку изучаемой эпохи, развивает навык самостоятельной работы, исследовательские умения, повышает познавательный интерес к истории, моментальному фиксированию в памяти учащегося конкретного содержания учебного материала, то есть повышает эффективность процесса обучения истории.
Следовательно, вопрос об использовании исторических документов, в целях повышения эффективности процесса обучения истории, наиболее актуален в настоящее время, так как у учащихся пропала потребность в обучении, вследствие чего заметно снизилось число учащихся имеющих глубокие знания по истории.
Объектом исследования является процесс повышения эффективности урока истории у учащихся в 5-ом классе.
Предметом – использование исторических документов на уроках истории в 5-ых классах.
Цель исследования – выявить условия, при которых использование исторических документов будет способствовать повышению эффективности процесса обучения истории.
Определение цели, объекта, предмета исследования позволили определить следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и философскую литературу по данной проблеме;
2.Проанализировать и раскрыть сущность ключевых понятий исследования: педагогическая эффективность, эффективность урока, исторические документы;
3. Проанализировать возрастные и психологические особенности учащихся 5 классов;
4.Рассмотреть методические особенности работы с историческим документом в 5 классе;
5. Определить некоторые пути решения проблемы повышения эффективности процесса обучения истории.
Методологической основой исследования явились труды различных ученых педагогов, методистов-практикантов, дидактов и психологов, которые рассматривали некоторые способы повышения эффективности уроков истории. Среди них Махмутов М. И., его монография ''Современный урок'' посвящена важной проблеме – совершенствованию урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. На основе многолетних исследований и обобщений передового педагогического опыта автор предлагает свою концепцию современного урока, дифференцирует требования к нему, типологию урока строит с учетом системы целей и включает не только типы, но и виды уроков.
Известный методист Вагин А. А. в книге ''Методика преподавания истории в средней школе'' дает общую характеристику исторических документов и говорит о том, что использование документов облегчает познание сложных явлений прошлого, помогает раскрытию исторических понятий, позволяет подвести учащихся к пониманию истории.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в разное время процесс повышения эффективности процесса обучения истории с помощью наглядных методов по-разному. Были предложены различные методики и системы преподавания, способствующие достижению высоких результатов обучения. Однако необходимо заметить, что эта проблема так и не решена в настоящее время, невозможно составить систему или выбрать группу методов и использовать их постоянно, не меняя. В процессе развития общества меняются потребности людей, и отражается на системе образования, появляются новые пути совершенствования процесса обучения истории в школе.