Возможности использования краеведческого материала как средство развития гражданской позиции у учащихся 9го класса
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Гражданская позиция и условия ее развития у учащихся 9х классов …………………………………………………………………………. |
6 |
1.1. Проблема гражданской позиции, как ценностная ориентация в |
6 |
1.2. Структура гражданской позиции и условия ее развития у учащихся 9х классов…………..………..………..………..………..………..………..…………. |
11 |
Выводы по 1 главе………………………………………………………………… |
17 |
Глава 2. Использование краеведческого материала, как фактора развития гражданской позиции у учащихся 9х классов………………………………….. |
18 |
2.1. Роль исторического краеведения и виды краеведческой работы в процессе воспитания гражданской позиции у учащихся 9х классов………. |
18 |
2.2. Методические рекомендации использования краеведческого материала для организации (урочной и внеурочной) работы по истории……. |
24 |
Выводы по 2 главе………………………………………………………………… |
29 |
Глава 3. Опытная работа по развитию гражданской позиции у учащихся |
30 |
3.1. Цели и задачи исследования по развитию гражданской позиции у |
30 |
3.2. Организация, содержание, диагностика исследовательской работы…….. |
31 |
3.3. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных по |
36 |
Заключение………………………………………………………………………… |
39 |
Литература……………………………………………………………………….. |
41 |
Приложения……………………………………………………………………….. |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество находится на переходном этапе, который связан с осуществлением реформ в различных сферах жизни. В условиях данного реформирования произошел отказ от прежних идеологических, нравственных установок, что привело к развитию негативных тенденций в среде подрастающего поколения - это и агрессивность, и антиобщественное поведение и потеря гражданственно-патриотических чувств, что в свою очередь не способствует развитию гражданской позиции.
Выход из этой ситуации возможен через возвращение к лучшим традициям прошлого, одна из которых заключается в создании условий для саморазвития человека как личности. Г.Я.Гревцева утверждает: «что именно в процессе обучения и воспитания происходит развитие активного гражданина, патриота, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать ответственный выбор». [1, с.35]
Исходя из анализа литературы, мы предполагаем, что краеведческая работа в школе является одним из важных компонентов развития гражданской позиции школьников. Краеведение позволяет учащимся не только познакомится с историей своего города, поселка, края, но и воспитывает у них уважение к делам и трудам предшествующих поколений, к национальной культуре, обычаям и традициям предков. Развитие гражданской позиции осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе по краеведению, поэтому очень важно правильно организовать поисковую работ детей, сделать ее целенаправленной и продуктивной.
Следовательно, историческое краеведение есть неотъемлемая часть школьного образования. Его творческий и созидательный характер служит воспитанию активной гражданской позиции. Под которой мы понимаем не слепое следование всем принципам и идеалам, навязываемым сверху, а соотнесение их с высшими нравственными общечеловеческими ценностями, с собственным мироощущением личности.
Таким образом, все более актуализируется проблема преобразования знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентирами, где ценность понимается, как компонент не только сознания, но и поведения, который должен стать достоянием эмоциональной жизни индивида и превратиться в его убеждения.
Это позволило нам сформулировать тему исследовательской работы: «Возможности использования краеведческого материала как средства развития гражданской позиции у учащихся 9го класса (в урочной и внеурочной работе по истории)».
Объект исследования: развитие гражданской позиции у учащихся 9х классов в процессе изучения краеведческого материала.
Предмет исследования: использование краеведческого материала как способа развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.
Цель исследования: выявить возможности использования краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9го класса.
Гипотеза исследования: процесс развития гражданской позиции у учащихся 9х классов будет эффективно осуществляться, если:
- Определить уровень развития гражданской позиции у учащихся 9х классов в учебно-воспитательном процессе на начало и конец исследования.
- Обеспечить изучение краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.
- Разработать условия применения краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.
- Определить содержание краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую, методическую, историческую и краеведческую литературу, анализирующую понятия: «ценностные ориентиры», «ценности», «гражданская позиция», «краеведение».
- Разработать условия развития гражданской позиции у учащихся 9х классов через актуализацию использования краеведческого материала.
- Осуществить опытную проверку разработанных путей развития гражданской позиции у учащихся 9х классов через использование краеведческого материала.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической, исторической литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, тестирование, статистические методы обработки материалов.