Вопросы женского образования в наследии русской истории как способ развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…
Глава I Развитие ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Историко-философский подход в изучении проблемы…………………………………………………………………....
1.2. Проблема развития ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе…………………………………………
Глава II Изучение вопросов женского образования в наследии русской истории, как способ развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов
2.1. Гендерный подход в изучении содержания вопросов женского образования в наследии русской истории ………………………………………….
2.2. Психолого-педагогические особенности развития ценностных ориентаций и гендерных взаимоотношений у учащихся 9-х классов …………….
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ результатов развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов …………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……
Список литературы…………………………………………………………..….
Приложения……………………………………………………………………...
Введение
В условиях реформирования образования в Государственной Федерации поэтому проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание своего места и роли в обществе, цели и смысла личной активности, ответственности за свои поступки становятся главными. Безусловным фактором дальнейшего развития общественного прогресса может стать лишь духовно развитый человек характерная черта которого – постоянная ориентация на общечеловеческие ценности: доброту, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, совесть и т.д… «Целью человечества остаются высшие ценности, но которые предполагают очеловечивание средств» (Н.А. Бердяев). [7, 33]
Гуманистическая парадигма образования большое внимание уделяет развитию ребенка, как личности. В связи с этим учебно-воспитательная работа должна быть направлена на создание эффективных педагогических условий, которые способствовали бы развитию ценностного мира учащихся и формированию мировоззренческой позиции. Анализ литературы показал, что С.Ф. Анисимов, О.В. Лармин, В.П. Тугаринов, Н.О. Лосский рассматривают ценность – как отражение возможностей для удовлетворения потребностей и интересов личности, лежащих в основе активности и направленности личности.
Одним из новых подходов в решении проблемы развития ценностных ориентаций является гендерный подход. Е.Н. Здравомыслова, С.В. Уралова, Т.А. Клименкова рассматривают гендер, как элемент социальных отношений, основанный на сотрудничестве между полами.
С 70-х годов XX века на Западе, а в последнее время (10 лет) и в России все большую популярность приобретают гендерные исследования. Сегодня гендер воспринимается не просто как новая научная парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимодействий. В гендерном анализе все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений рассматриваются как функции социального пола.
Гендер – это социальное отношение, не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений. [43, 28]
Гендерные отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей на основе принятого в обществе социального разделения ролей на мужские и женские, являются повседневными отношениями, пронизывающими все сферы жизни, в том числе и профессиональную среду.
Постановка проблемы и ее осмысление актуальна в связи с вопросом о статусе женщины в этом мире, и тем положением, которое в свою очередь ей предлагается. Как теория и метод гендерные исследования получили широкое распространение в период формирования постмодернистской философии, потому, что складывается новое видение мира, побеждает новое ощущение реальности, различие и многообразие признается конституирующем началом природы, мира, человека, социальных связей, культурных и духовных контактов. В известном смысле современные гендерные исследования – это ответ современного знания об обществе на философский вопрос постмодерна, об интерпретации социальных ролей мужчин и женщин. Таким образом, пол, все чаще воспринимается как отображение образа жизни, который демонстрируется окружающим. Современные гендерные исследования не только основываются в своем дискурсе на признании полицентричности мира, подтверждают его право на полицентричность конкретным анализом ситуации, но и апробируют на уровне анализа реальных процессов, идущих в современном мире – мире мужчин и женщин, вечную истину непростого взаимоотношения полов.
Таким образом цель работы:
выявить возможности развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов через изучение вопросов женского образования в русской истории.
Объект исследования: процесс развития ценностных ориентаций у учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования: процесс развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов в системе изучения вопросов женского образования.
Процесс развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов будет эффективно осуществляться, если:
- Определить уровень ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов в учебно-воспитательном процессе на начало и конец исследования.
- Обеспечить изучение вопросов женского образования и воспитания в наследии русской истории для развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов.
- Выделить принципы использования содержания женского образования в рамках гуманистической педагогики и гендерного подхода.
- Определить содержание уроков истории для развития ценностных ориентаций у учащихся 9-х классов в рамках изучения вопросов женского образования.
В соответствии с целью исследования определены задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую, философскую, специальную, методическую литературу, анализирующую понятия: «ценностные ориентации», «гендер» - как подход к изучению вопросов женского образования, «гендерные взаимоотношения».
- Охарактеризовать процесс развития ценностных ориентаций (гендерных отношений) в новой социально-экономической обстановке.
- Разработать пути развития ценностных ориентаций (гендерных отношений) через изучение вопросов женского образования в наследии русской истории.
- Доказать эффективность представленных путей развития ценностных ориентаций через изучение русской истории.
При работе использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической, философской, специальной, методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, тестирование, статические методы обработки материалов.
Особенность российской культурно-педагогической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе.
История образования свидетельствует: если воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, оно становится ненужным, и наступает кризис – общество утрачивает свои гуманистические функции, перестает быть питательной средой духовного и нравственного развития личности.
Воспитание должно стать средством возрождения национальной культуры, предотвращение социальной деградации, способствовать переходу от общества потребления к обществу созидания.
Анализ современной образовательной ситуации может быть осуществлен с позиции объектного или субъектного подхода к человеку. В соответствии с первым подходом ученик рассматривается как объект целенаправленных педагогических воздействий, среды, условий и средств воспитания, цели которого определяются государством исходя из экономических , идеологических, военных и прочих потребностей.
С позиции субъектного подхода ученик становится активным участником воспитания, способным оказать влияние на воспитательный процесс, перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить, что ценностями современного воспитания становятся средства педагогической поддержки процессов самостроительства личности. В воспитании должны оптимально сочетаться интересы личности, общества и государства. Воспитание может выступать в качестве целенаправленной деятельности педагогов, связанной с созданием условий для развития личности. Его можно рассматривать как педагогическую работу по передаче детям ценностей культуры, организации среды их жизнедеятельности и т.д. Это и воспитательный процесс, предусматривающий восхождение личности к ценностям, смыслам, и обретение ею ранее отсутствовавших свойств, качеств, жизненных позиций, своего личностного образа.
Таким образом воспитательный процесс – это внутренне детерминированное самодвижение личности к своей «идеальной» форме, индивидуальной целостности. Задача же воспитания состоит в том чтобы помочь растущей личности осуществить сознательный выбор общественных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую индивидуальную систему ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и мотивацию ее поведения и деятельности.