Дидактические игры как средство экологического образования младших школьников
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Современные подходы к экологическому образованию……...6
1.1. Из истории российского экологического образования…………………..6
1.2. Сущность и цели экологического образования…………………...............8
1.3. Содержание экологического образования……………………………….10
1.4. Начальная школа в системе непрерывного экологического
образования…………………………………………………………………14
1.5. Требования к экологической подготовке младших школьников………17
1.6. Выводы……………………………………………………………………..20
Глава 2. Использование дидактических игр в начальный
период обучения младших школьников……………………....22
2.1. Особенности игровой деятельности в младшем школьном
возрасте …………………………………………………………………...22
2.2. Сущность дидактических игр как средства обучения………………...24
2.3. Выводы……………………………………………………………………29
Глава 3. Использование дидактических игр на уроках
Природоведения в первом классе……………………………….32
3.1. Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики……32
3.2. Практическая (обучающая) работа……………………………………….36
3.3. Результаты итоговой диагностики………………………………………..41
3.4. Выводы……………………………………………………………………...43
Заключение …………………………………………………………………….45
Список литературы ...........................................................................................47
Приложение ……………………………………………………………………49
Введение
Большое внимание в России, как и во всем мире, в последние годы уделяется вопросам экологического образования (образования в области окружающей среды). И это не дань моде и не случайность. От того, какой путь мы изберем на ближайшее будущее, зависит будущее нашей голубой планеты, будущее каждого человека и человеческого общества в целом. Очевидна простая истина – жить надо не в борьбе с природой, а в гармонии и полном согласии с ней.
Экологическое образование в первую очередь и должно помочь обществу в этом не простом деле, заняв основополагающее место в системе общего образования.
Проблемой экологического образования занимаются многие общественные и государственные организации, но стройной системы в этом направлении еще не сложилось. Российское общество по уровню экологической грамотности значительно уступает западному. В самосознании граждан не утвердились императивы, что приводит к таким негативным явлениям, как неумение сохранять чистоту, качество природной среды в своем ближайшем окружении.
Причинами этого являются как неграмотность старшего поколения (родителей), так и низкий уровень жизни населения, который вызывает равнодушие к экологическим проблемам. Большое значение имеет и слабое развитие правовой базы, законов, препятствующих нарушению экологических норм. В связи с этим экологическое просвещение должно охватить все слои общества. Без этого условия одно только школьное образование, одни только учителя не способны радикально изменить обстановку в стране.
Положительным явлением в нашем обществе является наличие большого интереса к экологическим проблемам, как глобального, так и регионального характера. Это находит выражение в возникновении и функционировании целого ряда некоммерческих общественных организаций экологического профиля. В Иркутске активное участие в экологическом образовании принимают такие организации как «Байкальская природа», «Байкальская экологическая волна», иркутское отделение Всероссийского общества охраны природы, Иркутская детская и молодежная школа экологии и здоровья. В области и в городе Иркутске существует целая сеть школьных клубов и кружков, занимающихся экологией.
Главное в экологическом образовании – формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.
Начальная школа – важный этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических
отношений к природному и социальному окружению. Именно в начальной школе происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
Для решения экологических проблем нужны новые формы экологического образования. Лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы
недостаточны для формирования активного экологического сознания.
Большое значение в экологическом образовании имеют природоохранные игры. Важно научить пониманию выполнения запретов на конкретных экологических ситуациях, находить и видеть многочисленные связи в природе. Нахождению этих связей поможет дидактическая игра как форма деятельности педагога.
Экологическое образование – одна из главнейших проблем человечества. Выбрав эту тему, хотелось бы привлечь внимание не только детей, но и взрослых, показать им, какое важное значение имеет для нас природа и свое единство с ней.
Объект исследования – экологическое образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство экологического образования детей младшего школьного возраста на уроках естествознания
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить эффективность использования дидактической игры на уроках естествознания как средства экологического образования детей младшего школьного возраста.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования;
изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по использованию дидактических игр в образовательном процессе;
подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на экологическое образование;
провести диагностическое исследование.
Гипотеза исследования: мы предположили, если работу младших школьников на уроках природоведения организовывать, используя дидактические игры, то это будет способствовать формированию системы знаний, обеспечивающей понимание школьниками взаимоотношений человека с природой и осознание ими природы и общества в их целостности
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение передового педагогического опыта; моделирование.
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; индивидуальные беседы; диагностирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в будущей профессиональной деятельности.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды: С.В. Алексеева, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д.Зверева, Е.В. Карповой, И.Н. Понамаревой, Н.А. Рыкова, Л.П.Симоновой, Д.Б. Эльконина, В.А. Ясвина.
Опытное исследование было проведено в 1 классе на базе школы № 55 г. Иркутска. Учитель - Борискова Надежда Викторовна. Класс работал по традиционной системе «Зеленый дом», автором которой является А.А. Плешаков.