Изготовление сувениров и поделок к праздникам на уроках труда
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития
творческих способностей младших школьников………………………………6
1.1. Природа творческих способностей………………………………………….6
1.2. Возможности уроков трудового обучения
для развития творческих способностей
при изготовлении сувениров и поделок к
праздникам…………………………………………………………………...17
1.2.1. Использование бумаги и «бросового»
материала для изготовления игрушек
и поделок………………………………………………………………17
1.2.2. Аппликационные работы в формировании
и изготовлении открыток к праздникам……………………………..21
1.2.3. Изготовление сувениров и поделок из
природного материала………………………………………………..24
Вывод по I главе…………………………………………………………………..29
Глава 2. Организация опытной работы, проведенной
в период прохождения преддипломной практики……………………………30
2.1. Этапы проведения опытной работы и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………………….30
2.2. Программа формирующего эксперимента…………………………………..32
2.3. Анализ эффективности проделанной работы………………………………39
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………………………………………….41
Приложение………………………………………………………………………...
Введение
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становиться для него ведущей, у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки, создает необходимую базу для своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности зависит развитие личности младшего школьника. Успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Психологами установлено, что свойства человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становиться в старших классах непреодолимым препятствием при решении нестандартных задач, интерпретации материалов первоисточников, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация и т.п. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.
Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Это обусловлено общественными потребностями в накоплении интеллектуально-творческого потенциала, с помощью которого общество сможет выйти на новые рубежи развития, так как только яркие творческие решения помогут найти выход из сложного переплетения экономических, политических и социальных проблем. Интеллектуальное творчество как основное свойство духовности является мощным фактором, противостоящим деструктивным общественным явлениям.
Младший школьный возраст самый благодатный, поэтому развитие творческих способностей именно в младшем школьном возрасте является актуальным в наше время.
Анализ психолого-педагогической литературы убеждает, что возросла потребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту личности ученика. Вместе с тем педагогической наукой еще не достаточно разработана технология поддержки творческого развития личности в процессе образования.
В окружающей жизни творчество – необходимое условие существования, и все, в чем заключено хоть что-то новое, обязано своим происхождением творческому началу человека. Учитель-новатор И.П. Волков считает, что творчество младшего школьника – это создание им нового оригинального продукта, изделия, в процессе работы на которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки… творчество, индивидуальность, художество. В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарности мышления.
Детское творчество можно развивать на уроках трудового обучения, так как данная область деятельности человека является проявлением эмоциональной сферы человека. Изготовление на уроках трудового обучения сувениров и поделок к праздникам позволяет не только прививать младшим школьникам навыки работы с бумагой, картоном, лоскутками и прочими доступными и простыми материалами; красками, клеем и ножницами; приучить его к терпению и упорству, необходимым в этой работе, как всякой другой, но воспитать в нем творческое мышление и желание сделать – смастерить что-либо нужное и полезное своими руками; развить детскую фантазию и вкус; научить глядеть на реальный мир, на самые обыкновенные, будничные вещи, окружающие его, глазами художника; приобщить его к дисциплине и бережливости, подарить ему счастье творчества.
В связи с выше указанным определим цель, предмет, гипотезу и методы исследования данной темы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и апробировании наиболее эффективных педагогических условий формирования творческих способностей в начальных классах на уроках трудового обучения при изготовлении сувениров и поделок к праздникам.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения.
Предмет исследования: работа по изготовлению сувениров и поделок к праздникам на уроках трудового обучения.
В соответствии с поставленной целью исследования данной работы необходимо выделить задачи:
1) Изучить проблему формирования творческих способностей в теории и практике;
2) Проанализировать учебный материал трудового обучения для определения возможности развития творческих способностей младших школьников;
3) Разработать содержание уроков трудового обучения, способствующих развитию способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагает, что в процессе практического исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста можно более эффективно развивать творческие способности посредством изготовления сувениров и поделок к праздникам на уроках трудового обучения.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы моделирование уроков;
Эмпирический: изучение продуктов творческой деятельности, наблюдение, метод обработки результатов с последующим анализом и обобщением.
Методологическая основа: представлена работами Л.С. Рубенштейна, И.П. Волкова, Р.С. Немова, Л.С. Выготского, которые занимались изучением проблемы развития творческих способностей.
Организация исследования: экспериментальной базой служила школа № 63. Исследование проводилось с 1 по 18 апреля 2004 года.
Благодаря опытно-исследовательской работе, проводимой на уроках трудового обучения, появилась возможность выявить наиболее эффективные методы и приемы работы при изготовлении сувениров и поделок, проследить освоение детьми системы средств, обеспечивающих полноценное овладение трудовыми операциями, на основе которых возможно развитие способностей, что составляет научность исследования.
Практическая значимость исследования заключатся в использовании материалов данной работы на уроках трудового обучения в будущей профессиональной деятельности.