Изучение психологической готовности к школьному обучению как условие профилактики неуспеваемости
Содержание
Введение…………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы профилактики неуспеваемости у учащихся 1-х классов……………………………………5
1.1. Особенности организации профилактической работы с неуспевающими младшими школьниками………………......……5
1.2. Характеристика неуспевающих младших школьников…....…….14
1.3. Изучение психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………19
Выводы…………………………………………………………………………31
Глава II. Организация экспериментальной работы по исследованию психологической готовности к школьному обучению как условия профилактики неуспеваемости учащихся 1 классов…………………….33
2.1. Описание констатирующего этапа исследования ………….........33
2.2. Организация профилактической работы с неуспевающими учащимися 1-х классов……………………………………….……36
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
Выводы…………………………………………………………………………52
Заключение…………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………..56
Приложение…………………………………………………………………....58
Введение
Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.
Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программе. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Неуспеваемость в учебной деятельности младших школьников в массовой общеобразовательной школе рассматривались такими педагогами и психологами, как М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский. [10]
Целью данной выпускной квалификационной работы ставилось теоретическое и практическое изучение проблемы исследования готовности к школьному обучению как условия профилактики неуспеваемости учащихся первых классов.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации профилактики неуспеваемости у учащихся 1-х классов, а также по проблеме психологической готовности к школьному обучению.
2) Проведение диагностического обследования с целью изучения психологической готовности к школьному обучению.
3) Составление и апробирование программы профилактической работы с учащимися «группы риска».
4) Анализ специально-организованной деятельности педагога- психолога по профилактике неуспеваемости учащихся 1 класса.
Объектом исследования является организация работы педагога-психолога по профилактике неуспеваемости.
Предметом исследования является изучение психологической готовности к школьному обучению как условие профилактики неуспеваемости учащихся 1-х классов.
Практическая значимость нашей работы заключается в следующем: предложенная нами профилактическая работа может быть использована в практической деятельности родителями, учителями и психологами, при организации работы с первоклассниками, имеющими низкий уровень готовности к школьному обучению.