Изучение геометрического материала как средство формирования пространственных представлений
Содержание.
Введение…………………………………………………………………стр. 2
Глава 1.Теоретическое обоснование возможностей формирования пространственных представлений у младших школьников через изучение геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
1.1. Общая характеристика представления как ведущего познавательного психического процесса………………………………... стр.4
1.2. Особенности изучения геометрического материала
на уроках математики в начальной школе. Основные средства,
методы и приемы изучения геометрического материала,
способствующего формированию пространственных представлений…………………………………………………………. Стр.14
Выводы по первой главе…………………………………………………Стр. 32
Глава 2. Методика организации и проведения опытно – исследовательской работы по формированию пространственных представлений у
младших школьников……………………………………………………стр.33
2.1. Цель, задачи и организация опытно – исследовательской
работы…………………………………………………………………… стр. 33
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..стр. 35
Выводы по второй главе……...…………………………………………стр. 44
Заключение…………………………………………………………..стр. 46
Список литературы…………………………………………стр. 48
Приложение…………………………………………………………..стр. 51
Введение.
Развитие творческой индивидуальности ребенка и реализация его познавательных потенциалов становится главной задачей системы современного образования.
Пространственное представление - это деятельность, которая проявляется в процессе создания образов, опираясь на воображения. Основу работы по формированию пространственного воображения составляют, прежде всего, создание запаса пространственных представлений, получаемых на основе непосредственного знакомства с образами материальных геометрических объектов, которые в дальнейшем совершенствуется с привлечением геометрических моделей.
Непрерывное и систематическое ознакомление младших школьников с фигурами, их свойствами, отношениями геометрических фигур, ознакомление с измерениями геометрических величин обеспечивает овладение кругом основных геометрических представлений и навыков, которые используются в повседневной деятельности, в жизни, что обеспечивает развитие умственной деятельности.
Пространственное представление способствует развитию умственных действий, таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Необходимость развития пространственных представлений у детей при изучении геометрии делает актуальным объединение усилий многих наук. Такое объединение наиболее естественно на базе психологической науки. Теория и методология педагогической психологии позволяют находить подходы к решению многих задач, как в обучении, так и в организации учебной деятельности детей.
Скомбинировав в себе эти немаловажные факторы, вопросами развития пространственных представлений, в реальной образовательной практики занимается методика математики.
Тема данной выпускной квалификационной работы: « Изучение геометрического материала, как средство формирования пространственных представлений у младших школьников».
Наряду с этим актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средств эффективности формирования адекватных пространственных представлений у младших школьников.
Цель работы: выявить, обосновать и апробировать психолого-педагогические условия работы над геометрическим материалом, ориентированные на формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов.
Объект исследования пространственные представления младших школьников.
Предмет: использование геометрического материала на уроках математики в начальных классах как средство формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Для решения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- Дать на основе психолого-педагогической литературы теоретический анализ проблемы формирования пространственных представлений у младших школьников.
- Выявить с помощью анализа методической литературы значение изучения геометрического материала для формирования пространственных представлений.
- Определить основные средства, методы и приемы использования геометрического материала на уроках математики.
- Систематизировать и апробировать на практике упражнения по развитию пространственных представлений у младших школьников.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что развитие пространственных представлений ребенка не происходит спонтанно, осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Теоретической основой исследования явились положения о закономерностях психического развития ребенка в процессе деятельности (А. Н.Леонтьев, А.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин и другие); теоретические подходы к формированию пространственных представлений у детей (С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Щербаков, В. Н. Обносов и другие); методические подходы к изучению геометрического материала на уроках математики (Л.М. Фридман, Бантова)
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- эмпирические: анализ школьных учебников, изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности учащихся, методы статической обработки информации.
База исследования: МОУ школа № 55 города Иркутска, класс 3 «В» (35 учащихся, обучающихся по традиционной системе)