pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Изучение геометрического материала как средство формирования у школьников умения классифицировать


Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников умения классифицировать через изучение геометрического материала

5

1.1. Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции.

5

1.2. Прием классификации как один из видов мыслительных операций

7

1.3. Особенности развития мыслительных операций у младших школьников

9

1.4. Цели обучения, содержание и роль геометрического материала в развитии мыслительных операций

13

1.4.1. Возможности использования геометрического материала для формирования умения классифицировать

16

1.5. Система заданий для формирования у младших школьников умения классифицировать

26

Выводы к главе 1

28

Глава 2. Описание исследовательской работы по формированию у младших школьников умения классифицировать

30

2.1. Констатирующий этап исследования

30

2.2. Формирующий этап исследования

32

2.3. Контрольный этап исследования

37

Заключение

40

Список литературы

41

Приложение

43

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главная общеобразовательная задача обучения математике – добиться овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.

Любое обучение развивает ребенка.Однако нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение как бы надстраивается над развитием, как говорил Л. С. Выготский «плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние в другом – целенаправленно обеспечивает его (ведет за собой развитие) и активно использует для усвоения знаний, умений и навыков. В первом случае мы имеем приоритет информационной функции обучения, во втором – приоритет развивающей функции, что кардинально меняет построение процесса обучения.

Руководствуясь результатами психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова), можно говорить, что эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития – уровнем сформированности таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Эти мыслительные операции в психологической литературе принято называть логическими приемами мышления, или приемами умственных действий.

По словам И. С Якиманской: «Организация обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но дает существенные сдвиги в умственном развитии ребенка. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний» [11].

Геометрический материал изучаемый в начальном курсе математики наряду с решением образовательных и воспитательных задач, способствует развитию пространственных представлений у детей, умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать.

Организация изучения геометрического материала предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственных действий таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, в том числе и классификация.

Принимая во внимание все сказанное, становятся очевидным мотивы выбора темы для дипломного исследования.

Тема: «Изучение геометрического материала как средство формирования у младших школьников умения классифицировать». 

Объектом исследования является формирование умения классифицировать у младших школьников.

Предметом исследования является процесс изучения геометрического материала в начальной школе.

Цель работы: выявить и апробировать условия формирования классифицировать при изучении геометрического материала.

Гипотезой является предположение о том, что уровень формирования у младших школьников умения классифицировать зависит от условий изучения геометрического материала.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы сущность мыслительных операций и специфику их развития у младших школьников.

2. Изучить процесс обучения геометрическому материалу младших школьников, установить возможности его использования для формирования у младших школьников умения классифицировать.

3. Разработать и апробировать систему заданий по формированию у младших школьников умения классифицировать.

 

Методологическую основу составили:

1. Исследования проблемы развития мыслительных операций И. В. Дубровиной, В. А. Крутецкого, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, Е. Е. Остапиной, В. Ф. Паламарчук, Н. Н. Поспелова, Н. Ф. Талызиной.

Исследования проблем изучения геометрического материала М. А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, П. В. Тихоненко, А. М. Пышколо.

 

В дипломном исследовании применялись следующие методы:

1. Теоретические: анализ литературы, анализ понятийно – терминологической системы, моделирование.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, обследование, изучение и обобщение результатов работы.


Возврат в  Заказать эту работу