Использование видео на внеклассных занятиях по музыке как способ активизации восприятия младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 3
Глава I. Восприятие младших школьников........................................ 5
1.1. Восприятие младших школьников.................................................. 5
1.2. Виды восприятия.............................................................................. 6
1.3. Особенности восприятия.................................................................. 8
Глава II. Использование видео на внеклассных занятиях по музыке
как способ активизации восприятия младших
школьников............................................................................. 10
2.1. Технические характеристики видео................................................... 10
2.2. Перспективы использования видео на внеклассных
музыкально-эстетических занятиях.................................................. 11
2.3. Рекомендации по использованию видео на
внеклассных занятиях по музыке...................................................... 19
Заключение............................................................................................... 21
Список используемой литературы........................................................ 23
Приложение.............................................................................................. 25
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в школах идет поиск методов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников. В ситуации, когда ребенка ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы и книги, перед учителем встает задача вызвать интерес ребенка к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации.
В традиционной методике музыкального воспитания существуют определенные этапы восприятия музыки. Но некоторые темы музыкальных занятий требуют не только слухового восприятия, но и обязательно, зрительного: репродукций, иллюстраций, фотографий, т.е. наглядности, не достаточно. Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Каменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. [8, с.137] Современные технические средства обучения (ТСО) имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.
Некоторые учителя на одном музыкальном занятии применяют самые разнообразные ТСО: звукозаписи, кинокольцовки, слайды, диапроекцию и т.д. Результативность обучения у таких учителей не всегда адекватна затрачиваемым усилиям.
Неправильное использование технических средств в процессе музыкального воспитания проистекает, прежде всего, из-за незнания или пренебрежения психологическими особенностями их применения.
Одним из наиболее эффективных технических средств обучения мы считаем видео.
Можно десятки раз прослушивать танцевальную музыку, но глубокого восприятия от одного прослушивания не произойдет, потому что танец - это движение.
Иллюстрация танца – будь то фотография, рисунок, проекция слайда - не дает полного восприятия танца. У танцевальной культуры каждого народа, эпохи своя пластика, своя динамика. Поэтому необходимо восприятие танца как такового. Во многих сельских школах сейчас нет даже фонотеки, нет приличного аудиоустройства, и тем более у деревенских ребятишек возможность попасть на спектакль (оперный или балетный) крайне мала. Но это не значит, что ребенок должен пребывать в неведении относительно таких музыкальных жанров.
Безусловно, совсем не обязательно на каждом занятии учителю использовать видео, вовсе нет: музыку Шумана, Бетховена, Глинки можно слушать и при помощи проигрывателя или магнитофона. Но фрагменты танцев, балетов и опер ребенок должен не только слышать, но и видеть.
Цель нашей работы: определить условия эффективного использования видео для активизации восприятия младших школьников на внеклассных занятиях по музыке.
Задачи:
- Рассмотреть особенности восприятия учащихся начальной школы.
- Рассмотреть сущность понятия и выявить эффективность видео на внеклассных занятиях по музыке.
- Разработать внеклассные музыкально-эстетические занятия.
- Разработать рекомендации по использованию видео на.внеклассных занятиях по музыке.
Объект исследования: процесс активизации восприятия младших школьников.
Предмет исследования: использование видео на внеклассных музыкальных занятиях.