Использование игровой терапии для коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности в младшем школьном возрасте |
5 |
1.1 Сущность понятия тревожность |
5 |
1.2 Особенности игровой терапии в младшем школьном возрасте |
15 |
1.3 Особенности организации игровой терапии с тревожными детьми младшего школьного возраста Выводы по 1 главе |
23
28 |
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по коррекции тревожности в младшем школьном возрасте |
29 |
2.1.Диагностический блок исследования опытно-экспериментальной работы |
29 |
2.2. Программа формирующего этапа опытно-экспериментальной работы |
35 |
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы Выводы по 2 главе |
48 52 |
Заключение |
53 |
Список литературы |
54 |
Приложение |
57 |
Введение
Актуальность. В настоящее время исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечают увеличение количества тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Проблема детской тревожности и в особенности ее коррекция на современном этапе является весьма актуальной. При этом причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и, причем в большей степени, в сознательных.
Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции сознательных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в младшем школьном возрасте. По мнению многих авторов - Осиповой А.А., Костиной Л.М, Лэндрет Г. Л. и других - игровая терапия является эффективным методом коррекции тревожности в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: определить условия эффективного использования игровой терапии с тревожными детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования: тревожность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия организации игровой терапии с тревожными детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза: Использование следующих условий организации игровой терапии с тревожными детьми будет способствовать снижению уровня тревожности в младшем школьном возрасте.
- Проведение коррекционных занятий в естественных условиях.
- Отношение к ребенку с позиции безусловного принятия.
- Проведение игровой терапии в специальной игровой комнате, где имеется специальный игровой материал.
- Психолог должен разработать распорядок дня, время работы с тревожными детьми, во время которого не было бы посторонних воздействий.
- Проявление психологом эмпатии, то есть эмоционального взаимодействия с ребенком на основе возникающих сопереживания, соучастия, сопринятия и т.д.
Задачи:
- Изучить проблему тревожности в младшем школьном возрасте.
- Изучить особенности игровой терапии в младшем школьном возрасте.
- Определить условия организации игровой терапии с тревожными детьми
- Подобрать и провести диагностический блок исследования по определению уровня тревожности детей младшего школьного возраста.
- Разработать коррекционную программу по игровой терапии, способствующую снижению тревожности в младшем школьном возрасте.
- Определить эффективность проделанной опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой данной работы являются труды: Выготского Л.С., Немова Р.С., Костиной Л.М., Эльконина Д.Б., Карабановой О.А., Овчаровой Р.В. Захарова А.И. и других.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические методы - теоретический анализ психологической литературы.
Эмпирические методы - психологическое наблюдение, методика Ю.П.Кондаша качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость результаты полученной работы могут быть использованы психологами при работе с тревожными детьми.