Использование игровых методик на уроках естествознания во втором классе в процессе экологического образования младших классов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1.СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………….………………………………………5
1.2.ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………….13
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………….15
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ……….………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………...36
ВВЕДЕНИЕ
Научно – техническая революция XX века оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Резкое ускорение научно – технического прогресса вызвало массированное давление человека на природу, что приводит к изменению окружающей среды. Отрицательные последствия деятельности человека наносят ущерб его здоровью. Острейшие противоречия между обществом и природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса. Дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может уничтожить человечество. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу общего дома - планеты. Мы – часть природы и целиком зависим от нее.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
- изучить научно – теоретические основы экологического образования младших школьников;
- раскрыть типологию игровых методик, дать характеристику и оценку их использованию;
- разработать и апробировать комплекс игровых методик;
- выявление эффективности использования игровых методик через диагностическое исследование.
Предмет исследования - экологическое образование младших школьников.
Объект исследования – игровые методики как средство экологического образования младших школьников.
Исходя, из поставленной цели нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленное применение игровых методик способствует экологическому образованию младших школьников.
На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности с учетом возможностей планеты. Всемирный союз охраны природы разработал важнейший международный документ – стратегию устойчивого развития человечества и природы Земли. Одно из главных условий устойчивого развития цивилизаций – это всеобщая экологическая грамотность.
В этой связи в начальной школе становится приоритетным направление экологического образования и природоохранное воспитание учащихся. От степени его эффективности зависят в дальнейшем отношение учеников к природе и их миропонимание. И Учитель, который передает эстафету знаний, воспитывает у детей ответственность за сохранение цивилизации на Земле, сегодня становится центральной фигурой.
В предлагаемой работе отражены результаты теоретического изучения процесса экологического образования детей, обосновывается выбор игры как средства экологического образования и приведены результаты собственного исследования по использованию игры как средства экологического образования детей во втором классе.
Методической основой нашей работы явились идеи таких ученых как К. Д. Ушинского, Н. Н. Моисеева, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, А. С. Макаренко и других.
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
- Теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы.
- Диагностика и формирующий эксперимент.
Преддипломную практику проходила в школе №39 г. Иркутска.