pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Использование исторических источников как средство развития познавательного интереса у учащихся 5 классов на уроках истории


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………

Глава I  Развитие ценностных ориентаций у учащихся как философская и психолого-педагогическая проблема

1.1.          Аксиология как область гуманитарного знания……………………

1.2.          Ценностные ориентации как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………………………………

Глава II Изучение вопросов женского образования на уроках зарубежной истории как способ развития ценностных ориентаций у учащихся 8-х классов

         2.1. Гендерный подход в изучении вопросов женского образования в наследии зарубежной истории ……………………………………………………

         2.2. Психолого-педагогические особенности развития ценностных ориентаций и гендерных взаимоотношений у учащихся 8-х классов …………….

         2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов развития ценностных ориентаций у учащихся 8-х классов …………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………...

Приложения………………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время одной из важнейших тенденций развития современности является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия и к его внутреннему миру. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание его места и роли в обществе, цели и смысла личной активности, ответственности за свои поступки, становятся главными. Безусловным фактором дальнейшего развития общественного прогресса может стать духовно развитый Человек, характерная черта которого – ориентация на общечеловеческие ценности: доброту, милосердие, готовность помочь попавшему в беду и т.д.

Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности. В связи с этим культурологическая направленность учебно-воспитательной работы требует создание комплекса эффективных педагогических условий, призванных обеспечить формирование социальной позиции и развитие ценностного мира учащихся.

Понятие ценностей широко используется сегодня в современных науках о человеке и обществе: философии, социологии, психологии и др. Для изучения теоретических основ аксиологии исследовались понятия ценностей, ценностных ориентаций у таких авторов, как М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Н.А. Бердяев, М. Бахтин, Д. Дьюи, Дяви.  Они понимают ценностные ориентации как направленность личности на те, или иные ценности.

Анализ работ Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Розова позволил нам сделать вывод о том, что ценностные ориентации являются индивидуальным духовно-культурным бытием сущности человека, его ценностно-смыслового ядра, через которое раскрывается направленность личности.

Одним из новых подходов в решении проблемы развития ценностных ориентаций является гендерный подход. Начиная с 70-х годов XX века на Западе, а в последние 10 лет и в России все большую популярность приобретают гендерные исследования. Анализ исследований С. Бовуар, Г.Л. Ерофеева, Е.В. Никоноровой, Е.Г. Здравомысловой, И.А. Темкина, А.Е. Чириковой  показал, что сегодня гендер вопринимается не просто как  новая научная парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимодействий. Эта тема представляет большую практическую и теоретическую ценность и имеет чрезвычайную важность для всех членов современного общества. Эта тема касается взаимосвязи мужского и женского начал и их влияния на саму основу существования жизни общества.

Постановка проблемы и ее осмысление актуально в связи с вопросом о статусе женщины в этом мире, на современном этапе общества, который в свою очередь ей предлагается. Как теория и метод гендерные исследования получили широкое распространение в период формирования постмодернистской  философии, потому что складывается новое видение мира, побеждает новое ощущение реальности, различие и многообразие, признается конституирующим началом природы, мира, человека, социальных связей, культурных и духовных контактов. В известном смысле современные гендерные исследования – это ответ современного знания об обществе на философский вопрос об интерпретации социальных ролей мужчин и женщин. Современные гендерные исследования не только основываются в своем дискурсе на признании полицентричности  мира, но и апробируют на уровне анализа реальных процессов, идущих в современном мире – мире мужчин и женщин, вечную истину непростого взаимоотношения полов. Немаловажное значение здесь играют и те ценностные ориентации, которые были заложены  в человеке с раннего детства и в последствии получили развитие в школьные годы.

Цель исследования: выявить возможности изучения вопросов женского образования в наследии зарубежной истории для создания условий развития ценностных ориентаций у учащихся 8-х классов.

Объект исследования: процесс развития ценностных ориентаций  у учащихся неполной средней школы в учебно-воспитательном процессе (на примере изучения  зарубежной истории).

Предмет исследования: изучение вопросов женского образования в наследии зарубежной истории как способ развития ценностных ориентаций у учащихся 8 классов.

В соответствии с целью  исследования определены задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую, специальную, методическую литературу, анализирующую понятия: «ценностные ориентации», «гендер» - как подход к изучению вопросов женского образования, «гендерные взаимоотношения».
  2. Охарактеризовать процесс развития ценностных ориентаций (гендерных взаимоотношений) в новой социально-экономической обстановке.
  3. Разработать пути развития ценностных ориентаций (гендерных взаимоотношений) через изучение зарубежной истории.
  4. Доказать эффективность представленных путей развития ценностных ориентаций через изучение курса Новой истории.

В соответствии с задачами предлагаются следующие методы исследования:

-         изучение психолого-педагогической, специальной, методической литературы по исследуемой проблеме;

-         педагогическое наблюдение;

-         тестирование;

-         статистические методы обработки материалов;

-         интервьюирование.

Итак, сегодня в России предпринимаются попытки кардинального изменения всей системы общественных отношений, связанные с этим процессы трансформации духовной сферы и тенденции социальных процессов порождают множество проблем и противоречий. Как следствие противоречивости социальной и духовной ситуации изменяется мир ценностей человека. В связи с этим культурологическая направленность учебно-воспитательного процесса должна предложить создание комплекса эффективных педагогических условий, призванных обеспечить формирование социальной позиции развития ценностного мира человека, и в особенности ребенка.


Возврат в  Заказать эту работу