Использование краеведческого материала на уроках естествознания как средство экологического воспитания
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания и роли школьного краеведения …………………….6
1.1. Сущность, цели и задачи экологического воспитания…………………...6
1.2. Особенности восприятия окружающего мира у детей младшего
школьного возраста………………………………………………………..14
1.3. Сущность, цели и задачи школьной краеведческой работы…………….18
1.4. Выводы ……………………………………………………………………..24
Глава 2. Результаты опытно-исследовательской работы по
использованию краеведческого материала на уроках
естествознания ……………………………………………………..27
2.1. Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики…….27
2.2. Практическая (обучающая) работа………………………………………..30
2.3. Результаты итоговой диагностики………………………………………...41
2.4. Выводы ……………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы…………………………………………………………….45
Приложение……………………………………………………………………..48
Введение
В окружающей нас природе все взаимосвязано и взаимозависимо. Земля, воздух, вода… Мы с рождения видим это вокруг себя и считаем символом постоянства: проходят века, меняются поколения, а они остаются. Человек всегда находился и находится в зависимости от природы.
Мы часть природы и, как часть без целого существовать не можем. Человек обрел такую силу, что способен сам того не замечая, не подозревая, нанести природе неповторимый вред. Итогом «освоения природы» человеком стал экологический кризис – дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между человеком и жизненной средой. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности.
И то, каким наше общество будет через несколько лет, в немалой степени зависит и от нас, педагогов и воспитателей подрастающего поколения. На разных этапах развития общества вопросам воспитания молодого поколения уделялось немалое внимание.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и поэтому объективно является фактором многоуровнего и разнопланового воздействия. Среди всего разнообразия социальных институтов семья, школа и система дошкольного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Именно поэтому, мы – учителя начальных классов, должны понимать актуальность данного вопроса в воспитании школьников. Мы должны развивать эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Одной из главных задач школы сегодня должно быть экологическое воспитание, так как оно оказывает влияние на формирование положительных качеств личности. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в пору младшего школьного возраста следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развивать в нем начала экологической культуры.
Понимая и осознавая эту задачу, педагог задается вопросом: как и каким способом воспитывать у детей нравственные чувства, ценности, которые в дальнейшем должны перейти в личные убеждения детей.
Учителя природоведения через краеведческую работу могут и должны рассказать детям, что нашей планете Земля необходимы людская забота, что надо стремиться сохранить природу для наших потомков во всей ее красоте. В наши дни, когда возрастают функции школы в формировании нового человека, необходимо широко использовать все возможности краеведческой работы.
Актуальность выбранной нами темы, обосновывается тем, что роль краеведческой работы в учебно-образовательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению следующих задач: обеспечивает развитие творческих способностей учащихся и их устойчивого интереса к предмету; развивает у учащихся взгляды на взаимодействие общества и природы, способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью. Ознакомление ребенка с природой той местности, на которой он живет, является одним из условий формирования экологичной личности.
Объект исследования – экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – использование краеведческого материала на уроках естествознания.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить эффективность использования краеведческого материала на уроках естествознания для экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по обозначенным проблемам: экологическое воспитание младших школьников и использование краеведческого материала на уроках естествознания.
- Разработать и апробировать серию уроков с элементами краеведческого материала.
- Провести диагностическое исследование.
Гипотеза исследования – мы предположили, если работу по экологическому воспитанию младших школьников организовывать, используя элементы краеведческого материала, то это будет способствовать не только усвоению новых знаний о природе, но и наиболее полноценному восприятию и пониманию окружающей природы, возникновению интереса к окружающему миру.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение передового педагогического опыта; моделирование.
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; индивидуальные беседы; диагностирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в будущей профессиональной деятельности.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами и педагогами: Дерябо С.Д., Захлебным А. Н., Зверевым И.Д., Кавтарадзе Д.Н., Сластениным В.А. и др.
Опытно-исследовательская работы была выполнена на базе 3 «А» класса школы № 62 г. Иркутска. Класс работал по развивающей программе А.А. Вахрушева «Мир и человек» 1-4. Учитель Вяткина Нина Александровна.