pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Использование метода проектов в процессе экологического воспитания


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………....….3

 

Глава 1. Экологическое воспитание младших школьников на

                уроках естествознания…………………………………………….6

 

1.1.          Сущность экологического воспитания ………………………………..6

1.2.    Цель и задачи экологического воспитания младших школьников......7

1.3.    Методы и формы экологического воспитания………………………...9

1.4.    Эффективность экологического воспитания детей в период

          младшего  школьного возраста .……………………………………….11

1.5.    Экологическое воспитание младших школьников на уроках

          естес­твознания ………………………………………………………….13

1.6.          Выводы по главе 1…..……………………………………………….….17

 

Глава 2. Учебный проект и его основные характеристики…………….19

 

2.1.   Историческая справка……………………………………………………19

2.2.   Метод проектов: сущность, основные требования…………………….20

2.3.   Типология проектов……………………………………………………...22

2.4.   Внешняя оценка проектов……………………………………………….26

2.5.   Роль учителя в работе над проектом……………………………………26

2.6.  Организация проекта в классе……………………………………………27

2.7.   Выводы по главе 2………………………………………………………..30

 

Глава 3. Использование учебных проектов на уроках естествознания

               в третьем классе…….………………………………………………32

 

3.1 Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики ……32.

3.2. Практическая (обучающая) работа ……………………………………….35

3.3. Результаты итоговой диагностики ………………………………………..38

3.4. Выводы по главе 3 …………………………………………………………41

 

Заключение …………………………………………………………………......42

 

Список литературы…………………………………………………………….43

 

Приложение 1…………………………………………………………………...46

 

Приложение 2 …………………………………………………………………..49

 

 

 

 

Введение

 

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены «все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта, слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы – все это приятно для слуха ребенка. Вкусовой анализатор  позволяет тонко различать сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая  предметы природы, он лучше понимает окружающий мир. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками и звуками».

Всем нам известно, что окружающая нас среда находится в катастрофическом состоянии и проблема сохранения ее в наше время стоит очень остро. Осознание первопричины такого состояния окружающей среды  подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию,  вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Этот вывод был  сформулирован на состоявшейся  еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро [1]. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что наступивший ХХI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившего собой второе тысячелетие – «столетие экономики». Это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.

Воспитанию в этом процессе принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общей или экологической – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и поэтому объективно является фактором многоуровнего и разнопланового воздействия. Среди всего разнообразия социальных институтов семья, школа и система дошкольного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Именно поэтому, мы – учителя начальных классов, должны понимать актуальность данного вопроса в воспитании школьников. Мы должны развивать эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В этом учителю помогут учебные проекты.

         Учитывая выше сказанное, на наш взгляд тема выпускной квалификационной работы: «Использование метода проектов в процессе  экологического воспитания младших школьников» является актуальной.

Метод проектов не случайно был выбран как форма экологического воспитания младших школьников. Он включает в себя реализацию конкретных целей и задач экологического воспитания. Сущность состоит в том, что через практическую часть работы над проектом можно  развивать у детей чувство сострадания, сопереживания к представителям животного и растительного мира.

Объект исследования – процесс  экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – использование метода проектов для экологического воспитания младших школьников

Цель исследования – теоретически обосновать и выявить эффективность использования метода проектов для  экологического воспитания младших школьников.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

          изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по  проблеме экологического воспитания;

          изучить и проанализировать  передовой педагогический опыт, выявить особенности метода проектов;

          провести апробацию метода проектов при проведении уроков естествознания, провести диагностическое исследование.

Гипотеза исследования: мы предположили, если работу по экологическому воспитанию младших школьников  организовывать,  используя  метод проектов, то это будет способствовать развитию у детей чувства сострадания, сопереживания к живой природе, что повлечет за собой повышение уровня  экологической воспитанности.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

Теоретические -   теоретический анализ психолого-педагогической  научной литературы; изучение передового педагогического опыта;  моделирование.

Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся  в учебном процессе; индивидуальные беседы; создание проекта с учащимися; диагностирование;  качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы  в будущей профессиональной деятельности.

При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались  на научные труды: Бабанского Ю.К., Дерябо С.Д., Кагарова Е.Г.,  Зверева И.Д.,  Лушагиной И.И., Моисеева Н.Н., Николаевой С.Н., Ушинского К.Д., Цветковой И.В.

 Опытное исследование было проведено в 3 классе  на базе школы № 53 г. Иркутска.


Возврат в  Заказать эту работу