Использование метода проектов в процессе экологического воспитания
Содержание
Введение …………………………………………………………………....….3
Глава 1. Экологическое воспитание младших школьников на
уроках естествознания…………………………………………….6
1.1. Сущность экологического воспитания ………………………………..6
1.2. Цель и задачи экологического воспитания младших школьников......7
1.3. Методы и формы экологического воспитания………………………...9
1.4. Эффективность экологического воспитания детей в период
младшего школьного возраста .……………………………………….11
1.5. Экологическое воспитание младших школьников на уроках
естествознания ………………………………………………………….13
1.6. Выводы по главе 1…..……………………………………………….….17
Глава 2. Учебный проект и его основные характеристики…………….19
2.1. Историческая справка……………………………………………………19
2.2. Метод проектов: сущность, основные требования…………………….20
2.3. Типология проектов……………………………………………………...22
2.4. Внешняя оценка проектов……………………………………………….26
2.5. Роль учителя в работе над проектом……………………………………26
2.6. Организация проекта в классе……………………………………………27
2.7. Выводы по главе 2………………………………………………………..30
Глава 3. Использование учебных проектов на уроках естествознания
в третьем классе…….………………………………………………32
3.1 Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики ……32.
3.2. Практическая (обучающая) работа ……………………………………….35
3.3. Результаты итоговой диагностики ………………………………………..38
3.4. Выводы по главе 3 …………………………………………………………41
Заключение …………………………………………………………………......42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение 1…………………………………………………………………...46
Приложение 2 …………………………………………………………………..49
Введение
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены «все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта, слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы – все это приятно для слуха ребенка. Вкусовой анализатор позволяет тонко различать сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, он лучше понимает окружающий мир. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками и звуками».
Всем нам известно, что окружающая нас среда находится в катастрофическом состоянии и проблема сохранения ее в наше время стоит очень остро. Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Этот вывод был сформулирован на состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро [1]. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что наступивший ХХI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившего собой второе тысячелетие – «столетие экономики». Это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.
Воспитанию в этом процессе принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общей или экологической – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и поэтому объективно является фактором многоуровнего и разнопланового воздействия. Среди всего разнообразия социальных институтов семья, школа и система дошкольного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Именно поэтому, мы – учителя начальных классов, должны понимать актуальность данного вопроса в воспитании школьников. Мы должны развивать эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В этом учителю помогут учебные проекты.
Учитывая выше сказанное, на наш взгляд тема выпускной квалификационной работы: «Использование метода проектов в процессе экологического воспитания младших школьников» является актуальной.
Метод проектов не случайно был выбран как форма экологического воспитания младших школьников. Он включает в себя реализацию конкретных целей и задач экологического воспитания. Сущность состоит в том, что через практическую часть работы над проектом можно развивать у детей чувство сострадания, сопереживания к представителям животного и растительного мира.
Объект исследования – процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – использование метода проектов для экологического воспитания младших школьников
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить эффективность использования метода проектов для экологического воспитания младших школьников.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания;
изучить и проанализировать передовой педагогический опыт, выявить особенности метода проектов;
провести апробацию метода проектов при проведении уроков естествознания, провести диагностическое исследование.
Гипотеза исследования: мы предположили, если работу по экологическому воспитанию младших школьников организовывать, используя метод проектов, то это будет способствовать развитию у детей чувства сострадания, сопереживания к живой природе, что повлечет за собой повышение уровня экологической воспитанности.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение передового педагогического опыта; моделирование.
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; индивидуальные беседы; создание проекта с учащимися; диагностирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в будущей профессиональной деятельности.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды: Бабанского Ю.К., Дерябо С.Д., Кагарова Е.Г., Зверева И.Д., Лушагиной И.И., Моисеева Н.Н., Николаевой С.Н., Ушинского К.Д., Цветковой И.В.
Опытное исследование было проведено в 3 классе на базе школы № 53 г. Иркутска.