Использование приёма графического моделирования как эффективного средства при работе над задачей на уроках математики
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Процесс решения задачи
1.1. Различные подходы к понятию «задача». Структура задачи 5
1.2. Виды и функции задач 6
1.3. Этапы и приёмы работы над задачей 8
1.3.1. Подготовительный этап к решению задач 9
1.3.2. Анализ задачи 10
1.3.3. Поиск и составление плана решения 12
1.3.4. Осуществление плана решения задачи 15
1.3.5. Проверка решения задачи 16
1.3.6. Формулировка ответа на вопрос задачи 19
1.3.7. Исследование решения 19
Выводы 20
Глава 2 . Теоретическое обоснование возможностей приёма
графического моделирования при работе над задачей
2.1. Суть приёма графического моделирования 21
2.2. Переход от одной модели к другой 33
2.3. Моделирование как важное средство обучения решению задач 37
Выводы 41
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по использованию
приёма графического моделирования при работе над задачей
3.1. Цели и задачи экспериментального исследования 42
3.2. Содержание экспериментальной работы для учащихся 46
3.3. Сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных 50
Выводы 54
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Приложения
Введение
В настоящее время вопросы улучшения процесса обучения решению задач решаются очень активно и целенаправленно: предлагаются разные подходы к этой проблеме, разные способы её решения. Они должны быть доступными для усвоения учащимися учебного материала при меньшей затрате времени и с большей эффективностью.
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и меры её освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы успешно учиться в среднем звене, ребенок должен с легкостью владеть умением работы с задачей: выделять условие, вопрос и способ её решения. И одно из распространенных затруднений связано с тем, что ребенок не достаточно усвоил материал в начальной школе, так как специальной и эффективной системы по улучшению процесса обучения решению задач в настоящее время ещё не создано.
Таким образом, вопрос этот до конца не изучен, и по этому является очень актуальным на сегодняшний день. Особенно, если учитывать то, что способом эффективного обучения решению задач мы выбрали прием графического моделирования, который как показывает анализ учебников, приветствуется всеми ведущими системами и программами в обучении.
Темой данной выпускной квалификационной работы “Использование приема графического моделирования как эффективного средства при работе над задачей на уроках математики в начальных классах”.
Объектом исследования является работа над задачей в начальных классах.
Предмет исследования: применение графического моделирования как эффективного средства при работе над задачей.
При написании выпускной квалификационной работы нами была сформулирована гипотеза исследования: если использовать прием графического моделирования при работе над задачей, уровень обучения решению задач повысится.
Цель исследования: показать эффективность приема графического моделирования при работе над задачей в процессе обучения решению задач второклассников.
Цель определила следующие задачи:
- На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть понятие “задача”, этапы и приёмы работы над ней.
- Раскрыть суть приёма графического моделирования и его возможности.
- На основе диагностических методик, предлагаемых методической литературой по математике, составить констатирующие и контрольные срезы, направленные на изучение уровня умения применять приём графического моделирования при решении задач.
- Апробировать и оценить эффективность заданий с использованием приёма графического моделирования как условий, способствующих улучшению процесса решения задач на уроках математики.
Теоретическая основа исследования: работы Н.Б. Истоминой, Л.М. Фридмана, С.Е. Царёвой, Л.П. Стойловой, М.А. Бантовой, М.И. Моро.
При написании данной работы нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.
База исследования: город Иркутск, Муниципальное Образовательное Учреждение средняя школа №77, 2”А” класс.