Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников 8 классов
Оглавление.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование исторических знаний у школьников ……..7
1.1. Историческое знание и его структура………………………….7
1.2. Условия формирования исторических знаний………………..14
Выводы к 1 главе……………………………………………………...22
Глава 2. Использование художественной литературы на уроках
истории в 8 классах………………………………………….23
2.1. Художественная литература как исторический источник……23
2.2. Художественная литература на уроках истории в 8 классах…32
Выводы к 2 главе………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………..41
Список литературы…………………………………………………….43
3.
Введение.
Тема предлагаемой работы посвящена одной из самых значительных областей методики преподавания истории. В методике преподавания истории существует множество вариантов проведения уроков. Существует ряд методов работы на уроке с применением наглядностей, которых огромное множество в копилке учителя: применение иллюстраций, технических средств, с помощью которых можно формировать исторические знания.
Наравне с ними возможно применение и таких методов как: работа с текстом, с документами, а также с использованием художественной литературы в качестве источника исторических знаний. Использование, применение художественной литературы – это метод, в котором прослеживается межпредметная связь истории и литературы.
Изучением возможности использования художественной литературы на уроках истории в процессе формирования исторических знаний у школьников, также как и применением занимаются достаточно давно, о чём свидетельствуют хорошие результаты. Изучением данной проблемы занимались и занимаются ведущие специалисты по методике преподавания истории в средней школе, а именно: Вагин А.А., Запорожец Н.И., Классен В.А.,
Назарец А.И., Коровкин Ф.П., Шестаков А.В., Студеникин М.Т. и другие. Поэтому по данной проблеме издано некоторое количество методической и другой дополнительной литературы.
Используя художественную литературу на уроке истории, например, по теме « Культура России первой половины 19 века », или « Отмена крепостного права », можно ярче представить эпоху, происходившие события изучаемые на уроке истории.
Таким образом, через образы крестьян, дворян, чиновников можно представить их быт, условия жизни, их манеры, вкусы и многое другое.
4.
Привлечение художественной литературы в качестве источника на уроках истории может служить не только методическим целям, по этому предмету, но и становлению интереса учащихся к развитию культуры в общецивилизационном плане.
Таким образом, можно утверждать, что такой метод работы на уроках истории очень важен и необходим, также как и технические средства, например, видеофильмы.
« Самые яркие представления учащихся о прошлом, если они не связаны с представлениями об определённом времени, в значительной степени лишены познавательной ценности, не являются знаниями истории, которая вся развивается во времени »[ 3, 329 ].
Тема выпускной квалификационной работы Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников 8 классов. Мой выбор данной темы обусловлен тем, что, во- первых, литература является одним из любимых школьных предметов. Во- вторых, тема выбрана в связи с тем, что в процессе прохождения практики пробных уроков автор увидел эффективность использования на уроках истории связей с литературой. Эффективность умением учащихся проводить параллели, соотносить литературные образы с историческими понятиями, касающимися данной эпохи, исторического процесса, события. Эта интеграция даёт образную окраску историческим понятиям, а значит служит более качественному уровню исторических знаний.
Объектом исследования является процесс формирования исторических знаний у школьников 8 классов.
Предметом исследования является определение возможностей использования художественной литературы на уроках истории в 8 классах, как средства формирования исторических знаний.
5.
Целью данной работы является определение условий формирования исторических знаний в процессе изучения произведений литературы.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
1. Определение структуры исторических знаний и её компонентов;
2. Обоснование наиболее эффективных условий формирования исторических знаний на уроках истории;
3. Рассмотрение различных подходов к использованию художественной литературы;
4. Выявление в процессе формирования исторических знаний, места и роли художественной литературы;
5. Определение ряда художественных произведений для использования их на уроках истории в 8 классах в процессе формирования исторических знаний.
Проанализировав литературу, которая была использована при написании дипломной работы, следует отметить следующее: ведущие методисты в последние годы глубоко изучают проблему использования художественной литературы на уроках истории. Они сходятся в едином мнении, что такой метод необходимо сохранять и далее его развивать.
Данная дипломная работа состоит из введения, главы 1 и главы 2, и заключения. В главе 1 даётся структура исторического знания, основными компонентами которого являются исторические представления и понятия. В этой же главе рассматриваются условия формирования исторических знаний, среди которых нас, в первую очередь интересуют: интерес к изучению истории, наличие источниковой базы, уровень развития познавательных процессов. В создании этих условий в первую очередь, может участвовать привлечение художественной литературы.
Во 2 главе рассматриваются особенности художественной литературы как исторического источника, приводятся разные позиции в оценке её в качестве такового. Большинство исследователей стоят на позиции возможности
6.
использования литературы не столько в качестве источника знания о фактах, сколько в качестве уникальной возможности познакомиться с колоритом эпохи, общественным сознанием страны, менталитетом и т.д. В этой же главе приводятся примеры использования отдельных художественных произведений в ряде тем по Истории России в 8 классе.
В современной методической литературе в последнее время большое внимание уделяется методике так называемой « истории повседневности ». Суть её в том, что на процесс формирования исторического знания большое влияние имеет изучение повседневного быта людей: их костюмов, условий жизни, питания и т.д. В этом смысле художественная литература как источник является весьма значимым материалом.
Методология: В процессе написания дипломного сочинения использовались методы: анализ методической и психолого- педагогической литературы, систематизация материала обзора художественной литературы, теоретическое моделирование фрагментов уроков с применением художественной литературы в качестве источника исторических знаний..